Булат Утемуратов - агентству Bloomberg: Мне скрывать нечего
Булат Утемуратов - агентству Bloomberg: Мне скрывать нечего
От банков к цинку: Булат Утемуратов, помощник президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, впервые рассказывает о том, как он нажил одно из самых значительных состояний в Центральной Азии.
Как уже сообщал Forbes.kz, журнал Bloomberg Markets публикует большой материал об известном казахстанском бизнесмене Булате Утемуратове, который выйдет в декабрьском номере. Предлагаем вашему вниманию полный перевод текста.
«Нечего скрывать»
Это был 1992 год. Советский Союз совсем недавно распался, Россия ввела национальную валюту - собственный рубль, что вызвало гиперинфляцию в бывших союзных республиках, таких как Казахстан, которые еще продолжали использовать старые советские деньги. Первый и пока единственный Президент страны, бывший член Политбюро Нурсултан Назарбаев крайне нуждался в твердой валюте. Его план был таков: отправить Утемуратова, тогда 34-летнего преподавателя экономики, ставшего госчиновником, в Вену в качестве посредника между этой центральноазиатской республикой и европейскими компаниями, покупающими казахстанский металл.
Начальник Утемуратова, Сыздык Абишев, глава вновь созданного Министерства внешнеэкономических связей, успокоил его. «Ты не понимаешь, Булат, - вспоминает Утемуратов слова Абишева. - Это твой шанс». Так оно и оказалось. Работая на казахстанское правительство, Утемуратов также занялся собственной предпринимательской деятельностью, сделав первый шаг на пути превращения в одного из богатейших людей в Центральной Азии, с чистым капиталом $3,4 млрд по состоянию на 30 сентября, согласно Индексу миллиардеров по версии Bloomberg.
По словам Утемуратова, через год после приземления в Австрии он помог открыть первую Казахстанскую кредитную линию от Венского Bank Creditanstalt. Одновременно он заработал свой первый миллион долларов, покупая цинк и медь у казахстанских рудных компаний и реализуя металл заграницей.
Процветал Утемуратов, процветал и Казахстан. Эта страна, самая большая из тех, что не имеют выхода к морю, обладает богатыми природными ресурсами, в том числе 4 % мирового запаса цинка и 1,8 % мирового запаса нефти. Несмотря на то, что в 90-е экономические показатели несколько снизились, в 2000-е начался их стремительный рост. С тех пор, как в декабре 1991 года Назарбаев стал первым всенародно избранным президентом, произошел 12-кратный рост экономики (по состоянию на 30 сентября 2013).
На тех выборах Назарбаев, которого советский Верховный Совет утвердил главой государства годом ранее, был единственным кандидатом. В 90-х он укрепил свою власть, внедрив на российский манер приватизационные программы, которые обогатили горстку людей из ближнего круга. В 2007 Назарбаев подписал закон, который освобождал его президентство от ограничения двумя конституционными сроками. В 2010 Парламент Казахстана единогласным голосованием объявил его пожизненным «лидером нации», предоставив ему иммунитет против уголовного преследования.
Ситуация с правами человека в Казахстане под руководством Назарбаева до сих пор вызывает много споров. В 2010 страна с 17-миллионным населением стала первым постсоветским государством, председательствовавшим в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в круг обязанностей которой входит обеспечение прав личности, свободы прессы и справедливых выборов. Тем не менее, в отчете Госдепартамента США от 2010 страна подвергается критике за такие явления, как пытки заключенных, незаконные аресты и задержания. В нем Казахстан также осуждается за потворство должностной коррупции, ограничение свободы слова и прессы и навязывание правил выборов, которые душат политическую оппозицию.
С весны 2011 правительство Назарбаева выплатило £8 млн ($12,9 млн) за год консалтинговой компании бывшего Премьер-министра Великобритании Тони Блэра и лондонской компании по связям с общественностью Portland Communications за осуществление руководства выборами, судебной системой и другими внутренними делами. «Начиная с 2010 года, правительство Казахстана продолжает щедро инвестировать в повышение своего имиджа за рубежом и в то же время еще более энергично работать на подавление угроз существующему режиму», - говорится в отчете текущего года FreedomHouse, Вашингтонской мониторинговой организации, со ссылкой на законодательство о национальной безопасности 2012. В интервью Bloomberg markets («EmpireBuilder,»май 2013) Блэр заявил о том, что важно рассматривать вопрос Казахстана в контексте. «Я не исключаю факта нарушения прав человека вовсе, - сказал он. - Там целое новое поколение администраторов, которые являются реформаторами, и мы работаем с ними».
Утемуратову трудно игнорировать подорванную репутацию Казахстана как сомнительного места для ведения бизнеса, говорит Тимур Исатаев, бывший председатель АО «Верный Капитал» - подконтрольной Утемуратову частной инвестиционной компании, основанной в 2006 главным образом для управления его деньгами. «Standard & Poor's» в 2009 - в последний год, когда компания проводила такое исследование — присвоило двадцати двум крупнейшим казахстанским компаниям, официально зарегистрированным на бирже, 44 позицию за прозрачность, что хуже, чем результат России - 56-ое, и Китая - 46-е места. Исатаев говорит, что представления о Казахстане с тех пор не сильно изменились. «Иностранные инвесторы и компании все еще нам не доверяют, - заявляет он, - в этом и заключается проблема».
На многих развивающихся рынках граница между государственной службой и личным обогащением часто размыта, говорит Кейт Маллинсон (Kate Mallinson), партнер консалтинговой компании по политическим рискам GPW &Co., занимающаяся изучением Центральной Азии. «Как и во многих других странах по всему миру, государственные чиновники в Казахстане исторически имели доступ к важным государственным фондам и стратегическим энергоресурсам. Они также обладали сведениями и имели возможность контролировать бюджетные средства, публичные акционерные компании и контракты», - утверждает она.
Утемуратов, которому сейчас 56, защищает состояние, нажитое им во время службы в качестве верного помощника Назарбаева. В ходе первого из трех интервью Bloomberg markets, которые дал Утемуратов - мужчина атлетического телосложения, который дружит с 13-кратным победителем теннисных турниров «Большого Шлема» Рафаэлем Надалем (Rafael Nadal) - оказалось, что для него это первый подробный рассказ журналисту о себе. Он утверждает, что никогда не использовал положение чиновника или свою дружбу с Назарбаевым для незаконного обогащения. «Поэтому мне нечего скрывать», - говорит он, сидя в президентском люксе отеля Rixos Borovoe, на озере Щучье, окаймленном сосновыми и березовыми лесами, в северном Казахстане.
Назарбаев, которому 73 года, в декабре был почетным гостем на праздничном вечере в честь открытия роскошного курорта. Специально для выступления на мероприятии Утемуратов пригласил английский поп-дуэт Pet Shop Boys и казахстанскую национальную команду по синхронному плаванию. Утемуратов говорит, что в то время как другие прельщаются взятками или растрачивают бюджетные средства, он считает такое поведение не только аморальным; это еще и плохой бизнес. «Я просто не могу позволить себе бросить тень на Президента Назарбаева, - говорит он. - Все свои активы я купил на вторичном рынке у частных собственников».
Утемуратов был новичком в мире бизнеса, когда прибыл в Вену в августе 1992. После того, как он содействовал переговорам о Казахстанской кредитной линии с Bank Creditanstalt, Назарбаев выдвинул его на должность первого заместителя министра внешнеэкономических связей, что лишь на ранг ниже должности члена кабинета министров. В этом качестве Утемуратов вернулся в Алматы, крупнейший город и бывшую столицу страны, в конце 1993 вместе со своей женой Ажар, врачом по образованию, которой в то время было 38 лет, и их сыновьями - 14-летним Алидаром и 10-летним Ануаром.
Для Утемуратова это был стремительный переход - от советского гастронома в Алматы времен его молодости до познания на собственном опыте нового уклада жизни в Австрии. «Я стал свободным, раскрепощенным, уверенным в себе человеком, не испытывал больше финансовых затруднений и ничего не боялся», - говорит он. В июне 1995 Утемуратов основал ЗАО «Алматинский торгово-финансовый банк», который в 2002 был переименован в АО «АТФ Банк». По его словам, в то время судьба свела его с людьми, ставшими впоследствии богатыми и влиятельными в силу их личных качеств. Карим Масимов, первый генеральный директор «АТФ Банка», ныне является главой администрации Президента Назарбаева, а Тимур Кулибаев, первый председатель Совета директоров «АТФ Банка», женат на одной из трех дочерей Назарбаева, Динаре (ей сейчас 46 лет).
В 1996, как говорит Утемуратов, он получил должность посла в Швейцарии. По его словам, свой трехлетний срок службы в Женеве в 1990-е он провел, организуя работу казахстанского посольства и налаживая отношения со швейцарскими коммерческими кругами, включая такие компании, как ABB Ltd., CreditSuisseGroup AG, Nestle SA и UBS AG. В последующие годы, компании CreditSuisse и UBS будут гарантировать облигации, выпущенные государственными компаниями Казахстана.
Прорыв миллиардера
Состояние Утемуратова росло по мере роста экономических показателей Казахстана с 2000.
БАНКИ
$54 млн
Kassa Nova, Bank ForteBank
НАЛИЧНЫЕ
$1,76 млрд
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
$831млн.
GlencoreXstrata, OrionMineralsGroup
СЫРЬЕВЫЕ ТОВАРЫ
$1,03 млрд
ДРУГОЕ
$60 млн
«31 канал» в Казахстане, цементный завод в Южном Кыргызстане
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ
$559 млн
KaR-Tel, SkyMobile
НЕДВИЖИМОСТЬ
$765 млн.
Ritz-Carlton в Москве, Ritz-Carlton в Вене
ВСЕГО: $3,4 млрд
В течение последующих пятнадцати лет Утемуратов работал в качестве помощника президента по экономическим вопросам, затем - главой влиятельного Совета безопасности Казахстана, управляющим делами Президента и советником Президента. Работа в правительстве не стала помехой для накопления состояния: он преследовал собственные деловые интересы таким образом, который, по его словам, полностью соответствовал казахстанским законам. Он вкладывал инвестиции в горнодобывающую промышленность, отельный бизнес, телекоммуникации и СМИ. С мая 2010 года он является специальным представителем Президента в соседнем Кыргызстане, где владеет компанией мобильной телефонной связи и цементным заводом.
В Казахстане не редкость, когда государственные должностные лица управляют крупными компаниями. Министр обороны Адильбек Джаксыбеков является держателем контрольного пакета акций АО «Цеснабанк». Ерболат Досаев, министр экономического развития и торговли, а также Министр охраны окружающей среды Нурлан Каппаров владеют долей капитала в «Lancaster Group», холдинговой компании с подразделением, которое выполняло работы на крупнейшем в Казахстане нефтяном месторождении Кашаган. Зять президента Назарбаева господин Кулибаев, который вместе с женой владеет АО «Народный Банк Казахстана», с октября 2008 по декабрь 2011 был заместителем председателя правления, а затем и председателем правления АО «Самрук-Казына», фонда национального благосостояния Казахстана.
По мнению Утемуратова, поворотным пунктом для него как бизнесмена стал 2007 год, год его 50-летия. Он начался с успешной продажи «АТФ Банка» UniCredit Austria AG, подразделению крупнейшего в Италии кредитного учреждения, UniCredit SpA, более чем за $2 млрд - самую большую сумму, когда-либо уплаченную за казахстанский банк. Утемуратов признается, что вскоре сделка стала PR-кошмаром, как для него, так и для UniCredit. На следующий год Lehman Brothers Holdings Inc. потерпел крах, что привело к кредитным ограничениям в мировой экономике, поставившим под удар проблемные займы и практику отчетности в банках всего мира, включая и АТФ.
Крупнейшие конкуренты «АТФ Банка» в Казахстане - АО «БТА Банк», АО «Альянс Банк» и АО «Темирбанк» - столкнулись с дефолтом, который привел к совместной реструктуризации более $20 млрд долга. В результате UniCredit понес убытки по «АТФ Банку», превышающие ?2 млрд ($2.76 млрд), что было обнародовано 18 марта Виллибальдом Сернко (Willibald Cernko), генеральным директором UniCredit Bank Austria. Сернко сделал заявление уже после того, как UniCredit продал «АТФ Банк» Галимжану Есенову, зятю Ахметжана Есимова, акима города Алматы, примерно за $550 млн с обязательством гарантий на $631 млн по невозвратным кредитам.
АТФ не был образцом прозрачности, говорит Исатаев, который руководил «АТФ Банком» до того, как возглавил «Верный», компанию, управляющую активами на $4 млрд, по ее словам.
«Одной из проблем «АТФ Банка» была структура его собственности, представляющая собой кучу оффшорных компаний, - говорит он. - В стране существовала традиция скрывать структуру собственности». Утемуратов не объявлял себя подлинным владельцем «АТФ Банка» перед казахстанскими регулирующими органами более десяти лет, вплоть до декабря 2006, когда он уже готовился его продавать. С тех пор он купил еще один банк, АО «Forte Bank», и основал другой, АО «Kassa Nova Bank»; в обоих случаях он обнародовал информацию о владении ими уже с самого начала.
«После продажи «АТФ Банка» UniCredit я решил, что мы должны прекратить использование офшорных компаний и стать прозрачными, - говорит Утемуратов. - Все должно быть чисто».
Прозрачность не привилась естественным образом воротилам бизнеса, которые возникли из хаоса и благоприятных возможностей, оставшихся после развала Советского Союза, рассказывает Михаил Фридман, один из первых постсоветских негосударственных банкиров в России. Фридман, с чистым капиталом $15,6 млрд по состоянию на 30 сентября, является третьим богатейшим человеком в России, по версии Индекса миллиардеров Bloomberg. Он и Утемуратов владеют долями в казахстанском операторе сотовой связи ТОО «Кар-Тел». В телефонном интервью Фридман сказал, что непрозрачность, характерная для многих постсоветских сделок, может стать препятствием, когда бизнес выходит на международный уровень. «Утемуратов понимает, что мы живем в прозрачном мире», - утверждает он.
Обращение Утемуратова к прозрачности почти не ограничило его агрессивный стиль ведения бизнеса. В октябре Утемуратов заключил необязывающую сделку с «Самрук-Казына», казахстанским фондом национального благосостояния, на покупку долей участия в «Альянс Банке» и «Темирбанке». «Альянс Банк», где генеральным директором стал Исатаев , столкнулся с вероятностью второй реструктуризации долга, по сообщению Fitch Ratings. В прошлом году «Верный Капитал» продал контрольный пакет акций АО «Казцинк» компании Glencore International Plc. за 2,5% долевого участия в Baar, швейцарской сырьевой компании, и $400 млн наличными. Позже произошло слияние Glencore и Xstrata Plc., давшее «Верному», а тем самым и Утемуратову, 1,33% долевого участия в GlencoreXstrata Plc., крупнейшем в мире поставщике сырьевых товаров, рыночная цена которого составила £42.7 млрд по состоянию на 9 сентября. В феврале «Верный» продал оставшиеся 30% «Казцинка» фонду «Самрук-Казына» за $1,65 млрд
По словам Утемуратова, сейчас он сосредоточен на расширении своих банков, приобретении месторождений редкоземельных металлов и никеля, и развитии своего бизнеса в других отраслях. В июне он начал строительство комплекса Talan Towers в Астане, которую Назарбаев сделал столицей в 1998 $300-миллионные небоскребы-близнецы, в которых, по словам Утемуратова, разместятся первые в стране энергоэффективные офисы, торговый и жилой комплексы, примут штаб-квартиры регионального управления GlencoreXstrata и «Верного Капитала». Чем бы ни занимался Утемуратов, он держится недалеко от Назарбаева и центра власти в Казахстане: окна башен с новыми офисами выходят прямо на поблескивающий золотом и синевой президентский дворец.
Нариман Гизитдинов, энергетический сектор BLOOMBERG NEWS (Алматы), совместно с Алексом Сазоновым (Москва).