В Казахстане все больше внимания уделяется хореографии и танцам - опрос
Фото: zakon.kz
Как известно, искусство – это форма отражения действительности, а танец – мать всех языков. Редко кто может пройти мимо красиво двигающейся группы людей, или одинокого танцора, а отличная постановка всегда завораживала любую, даже самую изысканную публику.
В Казахстане провели опрос среди экспертов в области хореографии о том, как изменилась культура танца со временем, как время влияет на настроение народа, и что ждет в будущем?
В рамках реализации социального проекта по заказу Министерства культуры и информации Республики Казахстан ОО «Инновациялык даму» эти вопросы были адресованы ведущим и начинающим экспертам в области хореографии.
Айгуль Кенесовна Кульбекова, заслуженный педагог РК, эксперт в области казахского танца:
Казахский танец – как и все виды национального искусства - имеет свои традиции. Единственное, что казахский народ, имея кочевой образ жизни – не все это вовремя записывал. И в связи с приобретением суверенитета начался развиваться государственный язык. Как обязательная программа. Точно также происходит с казахским танцем. Если в советское время обучались по советской системе образования, что касается хореографии – мы проходили фундаментальные дисциплины – классический танец, народно – сценический танец, а казахскому танцу было определено меньше часов в объеме, меньше внимания. Сейчас, наконец - то идет расцвет. Очень много специалистов. Единственное, работая в составе жюри, комиссий, могу сказать, что не во всех регионах у нас казахский танец поставлен на должный уровень. Совет – больше общаться со специалистами, посещать курсы повышения квалификации. Казахский танец сейчас во всех творческих ВУЗах – профилирующий предмет, хорошо развивается его теория и методика преподавания. Более того, молодые исследователи занимаются истоками казахского танца. Не стоит упускать возможность более тесно войти в культуру казахского танца.
Относительно оценки современных хореографов могу сказать, что потенциал большой. Где то он меньше, где то он больше. Молодым специалистам хотелось бы посоветовать, что бы они держали эстетический вкус, ментальный ориентир, не забывали уникальность.
Галина Николаевна Геннеберг, хореограф, стаж работы – 25 лет (Павлодар):
Техника хореографии усложнилась. Сейчас очень много направлений в современном танце, о которых раньше вообще только и мечтали. Молодежь очень живо реагирует на все то, что связано с хорошей пластикой. Очень много парней, чего раньше практически не было. Одно время был сильный спад на народные танцы, сейчас тоже улучшилось положение.
По поводу развития самих педагогов в профессиональном плане хотелось бы отметить, что раньше, при Советском союзе, институты культуры друг другу поставляли педагогов. Вот, допустим, в нашем училище, в Ермаке было очень много тренеров – хореографов с разных точек России, Украины, Белоруссии, Прибалтики. Сейчас же все закрыто, и мы варимся в собственном соку. Поэтому хореографы сейчас смотрят клипы и слизывают движения с интернета. Мало кто что - то придумывает новое. Нам бы побольше семинаров, хороших, качественных.
Молодые хореографы плохо владеют не только техникой преподавания, но не знают постановочные работы. Поэтому у нас все еще встречаются моменты, когда на каком - то большом мероприятии можно услышать и увидеть такую вещь: объявляют польский народный танец, вдруг звучит молдавская мелодия, а исполняются белорусские движения.
Ольга Анатольевна Васюкова (г. Алматы), директор студии танцев:
Все больше внимания в Казахстане уделяется хореографии и танцам. В Астане открылся грандиозный театр оперы и балета, открывается и работает множество танцевальных студий, школ, ансамблей. Проводятся традиционные и новые конкурсы хореографии. Студиями танцев охватывается очень широкая аудитория – для детей от 3 лет, и для взрослых людей старше 50 лет. Люди хотят и могут себе позволить заниматься в частных студиях. Однако, могу отметить, что к сожалению, уровень преподавателей и тренеров имеет тенденцию к понижению. Если в 80е годы хореографию преподавали профессионалы, имеющие академическое образования, то сейчас очень много так называемых тренеров – самоучек.
Я считаю, хореографам нужно получать образование. Нужно больше делать мастер - классов с преподавателями более высокого уровня. Потому что сейчас куда не посмотришь – в основном преподают хореографы, которые посмотрели телевизор, и ставят клипы тут же. А нужно больше внимания уделять преподавательскому составу.
Элеонора Жумадиярова, преподаватель, хореограф:
Балетное искусство подкосили 90 - е годы. Да и в целом, по Казахстану, было тяжело. Что говорить о театре? Ведь людям было нечем питаться, отключали свет, отключали воду, не было отопления. Это отразилось и на искусстве балетном. Казахстанкое балетное искусство не потерялось, благодаря, может, какому - то дикому фанатизму самих артистов, привитого еще в стенах училища. Очень мощный импульс оно получило уже в 2000 годах. Тогда начинается повсеместное открытие театров оперы и балета – это дает мощный толчок. Мы, можно сказать, полностью зависим от государства. То есть, как только получает хорошее развитие экономика, тут же происходит расцвет искусства. Мы рады, что живем в независимой стране, с развитой экономикой. Наверное, нужно было пережить для того чтобы понять.
Алексей Кирьянов, начинающий танцор (Астана)
Активные процессы в развитии современного танца начались после перестроечных реформ – сказалось открытие границ и появление возможности приобщиться к мейнстриму современного искусства, от которого советское общество было надежно отделено железным занавесом.
Классический танец тогда занимал доминирующее положение, допуская лишь присутствие народно-сценического танца и, на периферии жанра, эстрадного и бального. Любые авангардные поиски жестко преследовались, моментально получая обвинения в «буржуазности» и «разлагающем влиянии Запада».
Слава Богу, сегодня ситуация кардинально поменялась. Другая страна – другие танцы. Пусть нас, молодых преподавателей, могут обвинить в непрофессионализме. Спорить не буду – опыта мало, да и сказались на нас лихие 90е – тогда, честно говоря, не до плясок было. Но – на то она и жизнь, чтоб учиться. И мы надеемся, что старшее поколение нам в этом поможет.
Анастасия Черкашина, студентка хореографического отделения
Я бы не хотела сегодня обвинять преподавателей в незнании или неумении. Скорее, тут больше виновато время и обстоятельства. Хотелось бы только сказать – я сама занималась до поступления в университет в кружке самодеятельности, и у нашего преподавателя не было соответствующего образования. Я могу только пожелать всем молодым хореографом, чтобы они не теряли времени даром – и обязательно получали образование. Сейчас в стране созданы условия. В противном случае они очень много теряют.
Ольга Иванова, преподаватель хореографии в детском саду.
Что касается качества восприятия материала, то современные детки хуже воспринимают преподносимый материал. То, что раньше, еще лет 10 назад, ребенок мог в детском саду, сейчас малыши такого не могут. Я думаю, что это связано с компьютерами – дети детсадовского возраста не очень развиты физически. Я считаю, что на эту проблему в первую очередь нужно обратить родителям. Компьютер не принесет малышу столько здоровья, сколько правильное физическое воспитание.
Зато сегодня больше интересуются танцами подростки, углубленно. И нарабатывают неплохой результат. Я думаю, при правильном образовании за ними – будущее.
Поделиться новостью
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript