Тимур Кулибаев: «Необходимо продолжить работу по использованию транзитного потенциала ЕАЭС отечественными перевозчиками»
Тимур Кулибаев: «Необходимо продолжить работу по использованию транзитного потенциала ЕАЭС отечественными перевозчиками»
Председатель Президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев заслушал отчет президента АО «НК «Қазақстан темір жолы», председателя Комитета логистики и перевозок НПП Аскара Мамина.
В обход санкций
«Принимая во внимание сложившуюся ситуацию ввиду распространения российских «санкций» на товары из Турции и Украины, транспортировка товаров по исторически сформированным маршрутам, как железнодорожным, так и автомобильным, на сегодняшний день регулируется новым порядком ввоза», - сообщил А.Мамин.
По его словам, в настоящее время НПП прорабатываются альтернативные пути доставки через Грузию, Азербайджан, порт Актау - железнодорожным и автомобильным транспортом, а также через Турцию - Иран - Туркменистан и Узбекистан - автомобильным. Однако в этом случае практически в два раза увеличиваются сроки доставки и стоимость перевозок.
Выход НПП нашла в транспортной переориентации перевозок турецких товаров в Казахстан.
«Вследствие введения российской стороной санкций в декабре 2015 года большая часть отечественных перевозчиков была переориентирована на транскаспийский маршрут через порты Баку и Актау», - сообщил Аскар Мамин. И в этом есть свои плюсы: значительно увеличился объем паромных перевозок. «Так, только за январь т.г. через порт Актау прошло 569 АТС, что, в сравнении с прошлым годом, превышает объем перевозок более чем в 10 раз (за январь-ноябрь 2015 года по маршруту Баку-Актау транспортировано 868 АТС)», - констатировал А. Мамин.
К тому же предпринимателям значительно облегчили условия перевозок: упрощены процедуры прохождения проверки документов, подача предварительной информации, контроль в порту Актау осуществляется по принципу «одного окна».
В ходе поездки делегации во главе с Первым Заместителем Премьер-Министра РК Б. Сагинтаевым с участием представителей НПП в порт Актау удалось достичь определенных результатов: проверка документов на одно транспортное средство должна проводиться не более двух минут, а о грузах будут информировать заранее.
«В целях ускорения и упрощения процедур прохождения в порту Актау совместным приказом министерств финансов, сельского хозяйства, нацэкономики, инвестициям и развитию, КНБ утвержден порядок, согласно которому контроль должен осуществляться по принципу «одного окна» и на проверку документов на одно транспортное средство должно уходить не более 2-минут. Также НПП совместно с портом Актау работает над тем, чтобы в скором времени внедрить процедуру предварительного информирования грузов. Данная работа проводится совместно с ТОBB Турции, UND Турции, КГД МФ РК, портом Актау и Баку», - сообщил Аскар Мамин.
Через 4 года транзитные перевозки в РК могут вырасти в два раза
По словам Аскара Мамина, такие результаты могут быть достигнуты в ходе реализации проектов транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе по созданию и комплексному развитию СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота», реконструкции аэропорта города Астаны, строительству паромного комплекса в поселке Курык Мангистауской области, строительству ТЛЦ в городах Астана и Шымкент и др.
«Предполагается, что в результате реализации основных инфраструктурных проектов объема роста транзитных перевозок к 2020 году увеличится с 18 млрд.тенге до 36 млрд.тенге, а также приведет к созданию до 109 тыс. новых рабочих мест», - проинформировал главу НПП председатель Комитета логистики и перевозок Нацпалаты.
При этом он добавил, что вклад транспортно-логистической отрасли в экономику страны в 2015 году составил более 3-х млрд. тенге, что на 5,5% больше, чем в 2014 году.
Акцентируя внимание на высоких темпах реализации транзитного потенциала Казахстана, А.Мамин сообщил, что уже сегодня АО «НК КТЖ» осуществляет вывоз грузов из 11 провинций Китая, что позволило в 2015 году (47,4 тыс.) увеличить контейнерный поток Китай-Европа-Китай в 7 раз по сравнению с 2013 годом (6,6 тыс.). По оценкам экспертов Комитета, в 2016 году прогнозируется увеличение объемов контейнерных перевозок до 94,6 тыс., то есть в 14 раз (в сравнении с 2013 годом).
Особое внимание в ходе заседания было уделено развитию автодорожной отрасли. В целях максимального использования транзитного потенциала прорабатываются следующие вопросы: внедрение платности, содержание и ремонт автомобильных дорог, развитие придорожного сервиса.
Кроме того, были затронуты вопросы решения системных вопросов отрасли автомобильных, железнодорожных, водных и морских перевозок, таких, как обновление парка грузовых автомобилей, создание институциональных условий для развития и увеличения объемов контейнерных и мультимодальных перевозок, снижение налогового обременения для инфраструктуры региональных аэропортов.
Обсуждены также основные задачи развития транспортно-логистического комплекса на 2016 год, касающиеся обеспечения для казахстанских перевозчиков доступа к международным дорожным перевозкам, расширения возможностей транзита через территорию Казахстана автомобильным и железнодорожным транспортом.
Вместе с тем, одним из направлений деятельности Комитета остаются развитие отрасли пассажирских автобусных перевозок и малой авиации.
Подводя итоги заседания, Председатель Президиума Тимур Кулибаев внес ряд предложений по оптимизации работы Комитета, а также отметил необходимость проведения дальнейшей работы по использованию транзитного потенциала ЕАЭС отечественными перевозчиками.
В целом, по его словам, в сфере транспорта и логистики наблюдается положительная динамика.
«Средства во все инфраструктурные проекты вкладываются немалые, но видно, что работы идут полным ходом, и это правильные инвестиции», - резюмировал Тимур Кулибаев.