Правовой мониторинг нормативных правовых актов
Правовой мониторинг нормативных правовых актов
Постановлением Правительства Казахстана от «29» августа 2016 года № 486 утверждены Правила проведения правового мониторинга.
Правила проведения правового мониторинга (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 50 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» (далее - Закон) и определяют порядок проведения государственными органами правового мониторинга нормативных правовых актов, принятых ими, и (или) разработчиками которых они являлись, либо относящихся к их компетенции.
Правовой мониторинг нормативных правовых актов проводится с целью оценки и прогнозирования эффективности законодательства путем выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм права (далее - недостатки норм права), а также выработки предложений по его совершенствованию.
Согласно пункту 3 Правил объектом правового мониторинга выступают:
1) конституционные законы Республики Казахстан, кодексы Республики Казахстан, консолидированные законы Республики Казахстан, законы Республики Казахстан;
2) нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;
3) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;
4) нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов, нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов (далее - акты центральных государственных органов);
5) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий (далее - акты органов местного государственного управления).
Объектом правового мониторинга не являются нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, а также нормативные правовые акты, имеющие пометки «Для служебного пользования», «Без опубликования в печати», «Не для печати».
При проведении правового мониторинга государственные органы имеют право привлекать общественные и научные организации, граждан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
При проведении правового мониторинга государственными органами используются:
1) информация, содержащаяся в ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан, ежегодных посланиях Конституционного Совета Республики Казахстан Парламенту Республики Казахстан о состоянии конституционной законности в стране, нормативных постановлениях Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан, иных актах в области системы государственного планирования;
2) обзоры практики применения нормативных правовых актов, подготовленные государственными органами;
3) результаты проведенного государственным учреждением «Институт законодательства Республики Казахстан» анализа нормативных правовых актов;
4) результаты анализа и обобщений обращений граждан, юридических лиц в государственные органы и рассмотрения актов прокурорского надзора, судебных решений, поступивших в государственный орган, относительно практики применения нормативных правовых актов;
5) материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний, проводимых по проблемам действующего законодательства,
а также материалы, предоставляемые неправительственными организациями;
6) заключения (рекомендации) общественного мониторинга применения норм законодательства, проводимого общественными советами,
а также некоммерческими организациями, гражданами по поручению общественных советов;
7) результаты общественного мониторинга нормативных правовых актов Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан;
8) информация, содержащаяся в средствах массовой информации
и на интернет-ресурсах в общедоступных сетях телекоммуникаций, в том числе в научных публикациях;
9) результаты социологических исследований по вопросам правоприменения нормативных правовых актов;
10) статистические данные по правоприменительной практике;
11) аналитические материалы по совершенствованию законодательства;
12) предложения и замечания Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, объединений субъектов частного предпринимательства по совершенствованию действующего законодательства Республики Казахстан, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства.
Проведение правового мониторинга Республики Казахстан включает в себя следующие этапы:
1) сбор, обобщение и анализ информации относительно объекта правового мониторинга;
2) составление аналитической справки либо справки об отсутствии недостатков норм права;
3) разработка проектов нормативных правовых актов, в случае выявления недостатков норм права;
4) заполнение результатов правового мониторинга по формам, согласно приложению 4 Правил.
В целях сбора, учета и хранения информации о нормативных правовых актах юридические службы государственных органов ведут регистры нормативных правовых актов, подлежащих правовому мониторингу.
В целях обеспечения проведения правового мониторинга приказом руководителя государственного органа либо лицом, исполняющим его обязанности, не позднее 20 декабря текущего года утверждается график проведения правового мониторинга (далее - график) на предстоящий календарный год по форме согласно приложению 3 Правил с разбивкой по месяцам и указанием перечня нормативных правовых актов, в отношении которых будет проводиться правовой мониторинг.
Для обеспечения полноты проведения правового мониторинга государственные органы ежеквартально (за исключением правовых актов по кадровым, хозяйственным вопросам) представляют в органы юстиции перечни принятых актов центральных государственных органов и органов местного государственного управления за истекший квартал (далее - перечень) к 10 числу месяца, следующего за отчетным кварталом.
Государственные органы при выявлении в нормативных правовых актах противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших, коррупциогенных, неэффективно реализуемых норм права, составляют аналитические справки на казахском и/или русском языках по форме, согласно приложению 6 Правил.
В случае выявления в нормативных правовых актах, входящих в компетенцию государственных органов, разработчиком которых они не являются, противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм права, государственные органы направляют в течение десяти рабочих дней с момента составления аналитической справки уведомления в государственный орган, принявший данный нормативный правовой акт, являющийся его разработчиком либо относится к его компетенции.
Если в нормативных правовых актах не выявлены противоречащие законодательству Республики Казахстан, устаревшие, коррупциогенные, неэффективно реализуемые нормы государственные органы составляют справки об отсутствии недостатков норм права на казахском и/или русском языках согласно приложению 7 Правил.
Размещение аналитических справок и справок об отсутствии недостатков норм права осуществляется центральными государственными органами с использованием корпоративного портала.
Маслихаты, акиматы, ревизионные комиссии ежемесячно согласно утвержденному графику составляют аналитические справки и справки
об отсутствии недостатков норм права на казахском и/или русском языках,
а также направляют их в территориальные органы юстиции областей, городов Астана, Алматы по итогам первого полугодия (до 10 июля текущего года) и года (до 10 января года, следующего за отчетным).
По итогам проведенного правового мониторинга государственные органы два раза в год до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют информацию по итогам первого полугодия (до 10 июля текущего года) и года (до 10 января года, следующего за отчетным) по формам.
Центральные государственные органы направляют итоговую информацию в Министерство юстиции Республики Казахстан и размещают на корпоративном портале.
Маслихаты, акиматы, ревизионные комиссии направляют информацию в территориальные органы юстиции областей, городов Астана, Алматы. Территориальные органы юстиции областей, городов Астана, Алматы направляют обобщенную информацию в Министерство юстиции Республики Казахстан до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом (до 15 июля текущего года и до 15 января года, следующего за отчетным).
Периодически, но не реже одного раза в полугодие, органы юстиции совместно с государственными органами рассматривают результаты мониторинга государственных органов с целью выработки рекомендаций по устранению выявленных недостатков.
Постановление вводится в действие со дня его подписания
(«29» августа 2016 года).