Багдат Коджахметов: «В 2017 году начнется оттепель»

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 20.10.2016 17:18 Zakon.kz
В следующем году рынок тронется, будет общие макроэкономические показатели по +2-5%. 
В рамках встречи с журналистами ведущих казахстанских изданий Алматы на презентации второго сезона реалити-шоу «Келiндер Байгесi» 18 октября генеральный директор 31 канала ответил на ряд вопросов СМИ. Ниже представляем ответы Багдата Коджахметова.   

О развитии медиа-рынка

- Сегодня 31 канал входит в ТОП-3, несмотря на непростую экономическую ситуацию. Рынок падает уже два года. И на медиа-курултае в конце ноября мы хотим поднять вопрос расширения рыночных возможностей. Мы договорились с Министерством информации, что с 2018 года нам разрешат рекламировать пивные напитки. 

Как известно, в этом году общими усилиями нам удалось добиться запрета рекламы на иностранных каналах, что позволило оставить в стране около 4 млрд тенге. Это позволило нивелировать убытки от недополученных доходов, которые казахстанские телеканалы потеряли в кризис. Следующий шаг, который мы хотим сделать, – это ввести рыночные вещим, которые позволят увеличить доходность казахстанских производителей. Как, к примеру, в Турции запретили покупать и показывать иностранный контент. Тогда бы в Казахстане все деньги, которые государственные каналы тратят на покупку этого контента, уходили бы не в Турцию или Индию, а оставались бы здесь. И мы бы все богатели. Поэтому мы обращаемся к правительству с просьбой о принятии конкретных мер для улучшения ситуации на отечественном телерынке. 


О 31 канале

- 31 канал – это выгодный коммерческий проект. Мы начали выплачивать дивиденды акционерам. Команда на 31 канале на сегодня сложилась одна из сильных, профессиональных. Мы очень прозрачная компания. Устроиться к нам на работу «по звонку» нереально. Когда есть такие кадры, а также сильные акционеры, есть системный менеджмент, компания и дальше будет успешно развиваться. 

Мы постоянно ставим перед собой новые цели и задачи и достигаем их. Наша основная цель – стать каналом №1. Мы №1 в панели 0+, эту панель ведет телеканал Казахстан-1, мы также №1 в аудитории в возрасте 6-54 лет, а также мы первые в южных и западных регионах и в Алматы. Поясню, что это за панель 0+. 

На сегодня в Казахстане для исследованиях наших респондентов  - потребителей телерекламы, измеряется только 22 города, это города, в каждом из которых проживает больше 100 тысяч людей. Города, в которых людей проживает меньше, не измеряются, а это половина казахстанского рынка. По причине того, что крупным рекламодателям были интересны только жители больших городов. Поэтому я считаю, что казахстанский рынок очень недооценен, почти на 50%. Содержание всей базы респондентов этих 22-х городов лежит на плечах телеканалов и рекламных агентств.  Чтобы расширить эту базу и включить в нее всех жителей страны, то есть 0+, нам придется увеличить свои затраты на это в два раза. Мы обращаемся к правительству, к Интерньюсу, рекламодателям, чтобы получить более объективную информацию. Назрела необходимость увеличить стоимость 1 JRP – это один контакт рекламного ролика с нашим потенциальным зрителем. Мы измеряем города 100 тысяч+ и берем за один контакт, к примеру, 100 тенге. А фактически контакта происходит два, но за второй рекламодатель нам не платит, потому что он не измеряется. Мы считаем, что это несправедливо и это тоже надо менять. 

В рамках встречи генеральный директор 31 канал также рассказал о других проектах собственного производства в новом сезоне. 

- Мы продолжаем поддерживать и вести наш первый казахстанский фестиваль смеха «Бурабай Әзiл Фест».  Два раза в год собираем всех юмористов страны – начинающих и уже ставших известными, на одной площадке у наших партнеров – в отеле Rixos Borovoe. Можно сказать, что это социальный проект, так как таким образом мы поддерживаем развитие отечественного юмора и сатиры. Скоро выйдет и  новое женское шоу на 31 канале. Программа позволит открыто говорить о вещах, которые в нашем обществе предпочитают вслух не обсуждать. Но мы ведь стараемся интегрироваться в глобальную культуру, быть ближе к Европе и в то же время не уйти корнями от Востока.  Через известных женщин Казахстана мы показываем в проекте, что в нашем обществе уже стало архаизмом, раздвигаем рамки узкого мышления.

В следующем году, в дополнение к этим проектам и шоу «Келiндер Байгесi» планируем запустить еще одно реалити-шоу, когда его участники будут ходить в гости друг к другу и оценивать обстановку дома: какая спальня, кухня, какой стол, как в доме ухаживают за цветами и так далее.

Как отметил Б. Кодждахметов, сегодня 31 канал входит в ТОП-3, несмотря на непростую экономическую ситуацию. 

«Команда на 31 канале на сегодня сложилась одна из сильных, профессиональных, - отметил он. - Мы постоянно ставим перед собой новые цели и задачи и достигаем их. Недавно провели рестайлинг 31 канала. Мы стали «круглее», проще, понятнее, этой такой месседж  зрителям, что 31 канал не стоит на месте. Согласно стратегическому плану, канал продолжает идти в сторону программ собственного производства. И то особое внимание, которое мы уделяем каждому проекту отдельно, особенно «Келiндер Байгесi», говорит о том, что мы целенаправленно будем бить по этой точке до тех пор, пока 31 канал не станет лучшим производителем программ собственного производства. Сегодня мы и так в числе лучших. Но есть проблемы рынка, которые связаны с форс-мажором. Если сравнивать рынок три года назад, когда объем телевизионного рынка рекламы составлял 145-150 млн долларов, то сейчас он не более 44-45 млн долларов»... 

Об общественно-политических программах

- Действительно ли, на 31 канале мало общественно-политических программ? И с чем это связано? Судя по активному обсуждению различных общественных вопросов на казахстанском фейсбуке, гражданское общество у нас сформировалось.

- 3 года назад мы начали позиционировать себя как канал безопасного семейного смотрения. Наш слоган – «Смотрим всей семьей!».  Общественно-политические программы относятся к узкой, мужской, политизированной, аудитории. 31 канал – развлекательный, мы стараемся веселить зрителей, поднимать им настроение. К сожалению или к счастью, телевидение сегодня пока остается самым доступным и популярным источником получения развлечений для казахстанцев. Постоянно ходить в кинотеатры не могут позволить себе процентов 70 населения, не могут физически, так как в их поселках нет кинотеатров. А там, где есть, не могут сходить, потому что билеты для них дорогие. И мы не отказываемся от Голливуда, от сильных российских, азиатских фильмов и анимации, чтобы люди могли видеть их дома бесплатно по телевизору.  

Главный принцип нашей программной политики заключается в том, что при выборе того или контента, мы спрашиваем себя: а сможет ли это посмотреть сразу вся семья, не будет ли стыдно дедушке перед невесткой, не убегут ли дети и мама, когда программа понравится только отцу. Это должен быть продукт, который понравится всей семье.  

О программе «Информбюро»

- А почему тогда не отказались от новостей?

- Новости оставили, потому что это прибыльный проект, а мы – коммерческая организация. К тому же, у программы «Информбюро» - довольно большая история, и было бы жалко такой проект взять и убить. Мы сделали эту программу, хотя она и затрагивает общественно-политические темы, в формате, когда ее смотрит вся семья, женщины, потому что в ней много потребительских новостей. Мы начинаем новости с того, что повлияло сегодня на ваш стол, какова ситуация с продуктами, одеждой, общественным транспортом, в общем, всем, что напрямую затрагивает человека и его семью. Если мы говорим о политических событиях, терактах, то мы развиваем тему безопасности семьи, можно ли сегодня отправлять  ребенка в школу или нет, в каком городе наиболее безопасно, в какое время, мы пытаемся обратить внимание власти на те моменты, которые волнуют родителей и их детей. Поэтому  мы эту программу сохранили, и она очень гармонично вписывается в нашу общую сетку.  

О программах на казахском языке

- Какова сейчас доля казахского контента на вашем канале?

- Минимум 50%, а часто это показатель составляет 63%, бывает, доходит и до уровня в 75%. Оригинальных программ на казахском языке не так много, но мы стремимся развивать производство таких проектов. К примеру, по понедельникам у нас идут одна за другой сразу 4 программы собственного производства, и они все на казахском языке. Сегодня много казахов жалуются, что реклама на государственном языке на телевидении, мягко говоря, не грамотна. И ее крутят, так как рекламодатели сами не обращают на это внимания, так как для них важнее реклама на русском языке, потому что 100% населения владеют русским языком. Из них 67% этнических казахов, но только 20% из них говорят на родном языке. Мы пошли немного дальше. По нашим исследованиям, сегодня средний возраст этнического казаха – 25-26 лет. Этнический возраст неказаха – 52-53 года. И эта разница немного увеличивается, этнических казахов становится больше. И мы поступаем абсолютно прагматично, делая ставку на них, ориентируя программы собственного производства на эту молодую потребительскую аудиторию.  

Об онлайн-телевидении

- Когда 31 канал перейдет на онлайн?

- Оно есть на Gala TV, вы можете скачать это приложение и смотреть 31 канал онлайн. Есть приложение 31 канала для Андроида и IOS. И мы через свое приложение с нового года, даст Бог, начнем  и онлайн-трансляцию. 

О рекламе пива

- Вы сегодня сказали, что с 2018 года казахстанским телеканалам разрешат рекламировать пиво. Никак нельзя обойтись без этой рекламы? 

- Поймите, на рынке существует несправедливость. Вы включаете телевизор и видите рекламу пивных брендов на всех футбольных матчах. В России, Европе это не запрещено. А у нас свободное открытое пространство, и мы через эти каналы все равно видим данную рекламу. Тогда почему их каналы могут на этом зарабатывать, а казахстанские нет? 

О подготовке местных специалистов

- Много ли на вашем канале работает местных специалистов?

- Единицы местных специалистов на уровне продюсеров, редакторов, постановщиков. Дефицит большой. Это специфика нашего рынка, так как этому не уделяется необходимого внимания ответственными госорганами. У нас нет школ, факультетов, где готовят сценаристов, продюсеров и так далее. Поэтому наш рынок в этом плане сильно отстает. Сегодня нам удается закрывать этот дефицит  в основном благодаря российским специалистам. К примеру, наш проект «Келiндер Байгесi» готовила казахстанско-российско-украинская команда. Своими силами можно обходиться, но из-за того, что специалистов мало, это вышло бы в три раза дороже.
Мы канал, который находится на второй позиции, а часто бывает и на первом месте. Часто спрашивают, как нам это удается. Мы нанимаем проектных менеджеров. А все остальные сотрудники – наемные. И их зарплата входит в стоимость этого проекта. Мы проводим строгий конкурсный отбор компаний. Мы можем выбрать одну компанию только для съемок, вторую – только для сценариев, третью – только для подготовки студии и дизайна. 

О конкуренции с государственными каналами

- Насколько сложно конкурировать с государственными каналами, в которые из бюджета вкладываются миллионы? И им не нужно отбивать каждый проект, стремиться по каждому из них к прибыли.

- С государственными каналами у нас нет никакого противостояния, у нас есть четкая общая позиции по главным вопросам развития рынка и мы предпринимаем общие усилия в этом направлении. Другое дело, кто сколько тратит и какие источники финансирования производства программ – в этом плане конкурировать непросто. Но никто не говорит, что госканалам легко, они тоже находятся между молотом и наковальней. 

Прогнозы на 2017 год

В следующем году рынок тронется, будет общие макроэкономические показатели по +2-5%. Думаю, что во втором полугодии 2017-го это найдет отражение и на медийном рынке. Мы вообще первые получаем удар во время кризиса и первые начинаем ощущать потепление. Мы стоим на фронте, на самом драйвере. После нас сдвинется и банковский сектор, так как сдвинется и потребительский рынок.  Так что 2017 год будет годом, когда кризисная зима закончится и начнется оттепель. 
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: