Ирина Смирнова: Хватит из учителя делать преступника. Хватит из школы делать кормушку
Нам надо отбросить ложную стыдливость и честно сказать, что денег на содержание государственной школы сегодня не хватает и если родители хотят помогать школе, пусть помогают, это нужно поощрять, считает председатель Алматинского филиала РОО учителей и преподавателей «Ар-намыс», директор школы-лицея №48 г. Алматы Ирина Смирнова.
В беседе с ней подняты два очень важных, актуальных вопроса – сбор денежных средств и питание в школе.
— Сбор средств в школах уже как притча во языцех, эта тема уже завязла у нас на зубах. Хочу сказать, что надо разделять поборы, сборы родительские, добровольные взносы и так далее. В законе об образовании четко указано, что финансирование школ осуществляется из госбюджета, то есть за счет государственных средств и путем платных услуг, то есть это платные услуги по заявлению родителей и плюс добровольные спонсорские средства.
Во многих школах есть открытые спонсорские счета, которые в казначействе проведены, разрешены нашим учредителем – управлением образования и если некоторые родители хотят вносить добровольные взносы, то это не возбраняется, а поощряется. Нам нужно, в конце концов, отбросить свою стыдливость и признать, что школа сегодня недофинансируется.
— Но нам же постоянно говорят, что, вот, финансирование школ выросло на столько-то процентов, это огромные суммы и так далее.
— Это понятно, но извините, постоянно идет инфляция, в феврале девальвация прошла, все это влечет за собой увеличение средств для образования. И когда эти средства, как их называют триллионы, выделяются на образование, то надо помнить, что эти огромные суммы идут не конкретно к Серику, который учится в школе, или к Алие, или к Пете, а они идут на содержание чиновничьего аппарата, на содержание различных комитетов, интеллектуальных школ, в которых зарплата гораздо выше, чем у учителей в обычных школах.
Также эти средства идут на капитальный ремонт, который не всегда качественно и честно проводится, идут на строительство новых школ, которые, как мы знаем, потом не достраиваются. Идут на покупку комплектаций для кабинетов, которые в конечном итоге остаются неукомплектованными. Таким образом, непосредственно до школы эта огромная сумма не всегда доходит в том варианте, в котором она должна быть.
— А что же государство, оно разве не контролирует, не проверяет процесс расходования средств, чтобы они, скажем так, дошли до конечного потребителя?
— Мы на государство не обижаемся, нам нельзя обижаться на государство, оно прислушивается ко многим нашим предложениям и помогает нам, но когда дело начинается, до конкретного ученика в школе эти деньги не всегда доходят в том объеме, в котором они выделяются. Они доходят в очень усеченном виде.
Мы знаем, какие бездарные учебники с ошибками предоставляют нам в школе, это тоже входит в эти деньги. Каждые четыре года меняют учебники якобы для того, чтобы улучшить их качество, но качество из года в год все хуже и хуже и вообще ужасное, и это тоже эти деньги.
Нам надо отбросить ложную стыдливость и честно и откровенно сказать, что денег на содержание государственной школы не хватает. Поэтому, когда родители это видят… Родители и все наше общество небезразлично относятся к своим детям, многие хотят дать своему ребенку достойное образование, и это положительный момент. Они хотят дать хорошее образование, хотят, чтобы их ребёнок находился в добротном помещении, чтобы у него была качественная мебель, чтобы его окружал какой-то комфорт, потому что сегодня ребенок находится в школе очень длительное время.
Поэтому многие родители хотят, чтобы у его ребенка в школе были нормальные условия, многие из них приходят и говорят, купите, пожалуйста, мягкие стулья вместо этих безобразных, которые рвут колготки, брюки. Или говорят, я сам куплю для класса мягкие стулья. Или говорят, я хочу внести такую-то сумму и прошу, чтобы вы рассмотрели вопрос о приобретении, скажем, дополнительной интерактивной доски, потому что такая доска есть только в специальных кабинетах, а я хочу, чтобы у моего ребенка в начальном классе тоже была интерактивная доска. Другие родители предлагают что-то другое и таких родителей достаточно много.
— Однако жалобы на поборы в школах всегда были и есть.
— Не спорю, есть такое. Есть родители, которые, услышав – об этом же везде говорят – что школа у нас бесплатная, образование бесплатное, заявляют категорично, я ничего не собираюсь давать. Ради Бога, не давайте, это ваше право, никто не хочет вырывать с вас эти копейки.
Честно сказать, мы – учителя, директора школы – хотели бы, чтобы школы нормально финансировали и мы бы не зависели от спонсорской помощи. Ни мы, ни дети. Я была в школах Германии, где стоят компьютеры, стоит масса ксероксов, стоит пачками бумага в коридорах и каждый может подойти и сделать все, что ему надо. У нас этого нет.
К примеру, с января этого года мы ввели в школе новую программу по казахскому языку, и каждый учитель сам составляет поурочный план, потому что программа не соответствует учебнику. Также он на каждого ученика ксерит и раздает бумагу с заданием, с содержанием урока и так далее. Где он все это возьмет – бумагу, картридж, заправка которого стоит 9 тысяч тг, потом все это надо порезать, раздать каждому ученику. Для всего этого нужно время, но это не считается, но зато у нас везде трубят, у нас бесплатное образование, все это поборы. Но, господа, а кто тогда все это будет делать? Учителя делают.
Но, извините, он за свою зарплату не может это делать, поэтому понимающие родители, которым небезразлична судьба их ребенка, готовы восполнять эти проблемы. Словом, нам надо честно признаться, что недофинансированная сегодня школа требует средств. И вообще образование требует средств. Наши богатые люди не учат сейчас своих детей в наших школах, они учат за рубежом, за огромные деньги и все это прекрасно знают.
А все остальные должны учиться здесь, в недофинансированной школе, не получая никакой спонсорской помощи. И что это будет? Поэтому надо честно говорить, что нам не хватает средств, и если родители не хотят, пусть не вносят, а кто хочет, пусть вносит и это нужно поощрять, как это, к примеру, делается в Турции. Там предприниматель, помогающий школе, не платит налоги. Почему в Казахстане процветают казахско-турецкие лицеи? Потому что их содержат частные предприятия Турции и они не платят налоги.
Спонсорские средства поощряются во всем мире. Есть спонсорские счета, есть попечительские советы, везде, где родители переживают за своего ребенка, они платят. Поэтому об этом надо говорить и хватит говорить о поборах, хватит из учителя делать врага, как будто он с луны прилетел, а не из нашего с вами общества. Если в обществе есть коррупция, то она, безусловно, есть и в школе.
В меньших размерах, но есть, поэтому не нужно рассматривать учителя как преступника, что он поборы какие-то делает. Да не поборы он делает, просто ему тоже надо нормально преподавать, работать в нормальных условиях и все. И родительские, и добровольные сборы это вынужденные меры, и к этому нужно отнестись по-другому, с пониманием.
— Ирина Владимировна, а что вы думаете об организации питания в школе?
— Питание в школе – очень сложный вопрос, питание в школе нашими уважаемыми бизнесменами уже рассматривается просто как бизнес. Если вы помните, в прошлом году нами, Ар-намысом, была проведена большая борьба за то, чтобы вывести питание в школе из закона о госзакупках.
Надо отдать должное министерству образования и правительству, они очень быстро рассмотрели этот вопрос и буквально за несколько месяцев вывели питание из госзакупок, и сегодня эта проблема решается также по конкурсу, но цену не уменьшают.
То есть как выделялись 300 тг на каждого ребенка, так они и будут выделяться в конечном счете. То есть государство стремится к лучшему, но наши уважаемые бизнесмены, участвующие в конкурсе, рассматривают этот вопрос не как благое дело, а как бизнес, поэтому война идет огромная за каждое место работы в школе, они знают, что это бюджетные деньги и они сто процентов придут. Как видим, есть масса способов, когда можно сэкономить на наших детях.
— Как вы предлагаете решить эту проблему?
— На мой взгляд, нужно сделать так, чтобы работники школьных столовых стали работниками школы. Ведь арендаторы, которые находятся в школе, неподотчетны ни директору школы, ни вообще нашему школьному предприятию. Мы им, к примеру, говорим, вы подаете холодное питание, или давайте мы проконтролируем, не пропускаете ли вы это питание два-три раза, у нас же дети по сменам учатся и идут питаться друг за другом.
Есть предположение, что то, что не доела первая смена, доедает вторая, понимаете? То есть одно и то же пропускается два, а, может быть, и три раза. Но мы не имеем права проконтролировать и выяснить, так ли это, потому что это малый бизнес, а малый бизнес защищен мораторием на проверки. А это нужно контролировать.
Считаю, если ты находишься в школе, то будь работником школы. Пусть у нас будет в штате три повара, например, на столько-то человек, заведующий производством, технолог, хотя бы на пол ставке и пусть они работают и будут подотчетны. Тогда мы можем в любое время заходить и смотреть, проверять и требовать и они будут чувствовать, что они наши работники.
А сегодня они чувствуют, что они не наши работники, понимаете? Надо прекратить из этого делать кормушку. Пусть люди просто работают, получают зарплату, а дети питаются на государственные деньги в государственных школах.