Имам Шамиль Аляутдинов: Быть верующим — это верить не только в бога, но и в себя
О том, почему ислам ассоциируют с терроризмом и бедностью, может ли мусульманин стремиться к богатству и знаниям и кому стоит завидовать – на вопросы Zakon.kz ответил имам-хатыб Московской Мемориальной мечети, исламский богослов и проповедник, автор многочисленных книг по исламской тематике Шамиль Аляутдинов.
— Как вы относитесь к тому, что терроризм сегодня тесно связывают с исламом?
— Терроризм – это бизнес, доходы от которого не сравнить даже с доходами от наркоторговли. Возьмем, к примеру, войну в Чечне. Были заинтересованные в ней люди, заработавшие на ней умопомрачительные суммы денег. У нас на постсоветском пространстве огромные залежи ресурсов. Устроить беспорядок и постоянно поддерживать тлеющий костер – это на руку недоброжелателям как внутри, так и извне.
Я считаю, знаю и понимаю, что при желании и используя современную технику проблему с террористами спецслужбам решить очень просто. Например, нужно было убрать Дудаева – его быстро убрали. Но кому-то выгодно, чтобы у мусульман были шахиды с поясами.
— В Казахстане новые последователи ислама выбрали путь возвращения в прошлое: обрезали штаны, отрастили бороды. Это настораживает и даже пугает остальных. Необходимо ли мусульманину так выделяться?
— У арабов – одна культура, у казахов – другая, у татар – третья. Но все они могут быть мусульманами, не теряя при этом своей культуры, национальных особенностей. У нас люди часто по неопытности стараются копировать арабскую культуру, думая, что это и есть настоящий ислам. Подобное неразумно.
Есть понятие мусульманской культуры, а есть понятие арабской культуры, и многие очень часто их путают. Например, бывает, говорят: «Его зовут Чингиз, а это не мусульманское имя! Нужно поменять!» Я отвечаю: «Почему не мусульманское? Вы хотите сказать, что оно не арабское».
В последние 30 лет, когда в мире появились большие нефтяные деньги, Саудовская Аравия решила вкладывать десятки миллиардов долларов не только в экономику, но в поднятие идеологии, в свое становление лидером в религиозном плане.
После развала СССР эти деньги потекли на территорию бывшего Советского Союза. Эти деньги давались не только на строительство школ и мечетей. Деньги принесли с собой идеологию. Люди же всегда стремятся к тому, что сделать проще. Им проще носить короткие штаны, отпустить бороду, чем быть добропорядочным, верным, надежным, трудолюбивым.
Серьезными исламскими богословами в самых разных уголках мира придерживание такого узкого, я бы сказал «туннельного» взгляда на религию воспринималось спокойно. В истории мусульманских народов были периоды, когда имевший большую власть, обладавший богатством старался насаждать свои взгляды.
Такие времена проходили сами собой. Ведь раньше знание передавалось устно, а в конце XX века вдруг появился Интернет, дающий возможность распространять информацию очень быстро. И эта информация была подхвачена, а сочетаясь с юношеским максимализмом и национализмом, приняла угрожающие и устрашающие формы.
Определенная подборка аятов и хадисов удовлетворяла радикалов и националистов. Не будь похожим на других, и о тебе узнают! Для молодежи и тех, которые не смогли ничего добиться в жизни трудом, знаниями и усердием, эта идеология очень подходила. Поэтому мы и получили в итоге множество радикальных явлений.
В том числе и терроризм. Терроризм – это бизнес с геополитическими интересами и огромным денежным оборотом. К тому же есть бесплатное пушечное мясо! А начинается все порой, к сожалению, с таких незначительных вещей, как отпускание бороды, укорачивание брюк. Постепенно человека выключают из социума и загоняют в жесткие идеологические рамки.
— В Казахстане после ликвидации и арестов террористических групп находили огромное количество скачанных с Интернета проповедей ликвидированного Саида Бурятского – одного их участников чеченского бандподполья. Он на русском языке призывал к терактам и убийствам. Насколько важно наличие грамотных учителей и проповедников?
— Это во все времена было важно – кто твой наставник? Наставник – это знание, и важно, откуда ты его черпаешь. Должны быть правильные источники, а не фанатизм по отношению к какому-то отдельному человеку или книге. Что касается нехватки кадров, то все знают об этой проблеме. В России выделялось большое количество средств на «решение религиозных вопросов», но государство, как это обычно бывает, не отслеживало весь процесс решения той или иной проблемы.
Прошло 20 лет, а серьезных хороших богословов на постсоветском пространстве можно пересчитать по пальцам на одной руке, я имею в виду тех, которые могут говорить на своем родном языке и на русском, работают с первоисточниками, пишут богословские труды, донося до людей мусульманские ценности современным языком.
Одна из причин возникновения проблемы террористов – это отсутствие ученых-богословов. Конечно, что-то делается, дабы они появились, но делается очень неуклюже, неграмотно и непоследовательно. Чтобы понять, какова ситуация в Казахстане, достаточно зайти в крупный книжный магазин и посмотреть, есть ли книги современных казахстанских проповедников, написанные грамотно и живым языком, с соответствующими ссылками на богословские первоисточники?
— Вы читаете проповеди и у вас есть сайт об исламе на русском языке. Насколько важно рассказывать об исламе на русском языке?
— Я сам родился и вырос в Москве, и основной язык, на котором я говорю, – русский. Моя супруга родилась и выросла в Татарстане, она владеет татарским и русским на хорошем уровне. Дети читают на татарском сказки перед сном. Говорят на русском и татарском. Когда в 1997 году открылась мечеть на Поклонной горе, я вел проповеди и на русском, и на татарском.
В советские времена в Москве была одна мечеть – Соборная, и там все проповеди проходили на татарском. Мечеть на Поклонной горе первой начала преобразования – ввели проповеди на русском. Потому что в мечети появлялось все больше и больше прихожан самых разных национальностей. Независимо от того, в каком городе и государстве мечеть, проповедовать нужно на языке, понятном большинству прихожан.
— Ислам на постсоветском пространстве ассоциируется с бедностью. Как сочетается обеспеченная жизнь с канонами ислама?
— Если брать Коран и Сунну, аяты и хадисы, то призыва к тому, чтобы быть бедным в них нет. У мусульман это является стереотипом. В жизни всего нужно добиваться. В том, чтобы выстроить нормальные семейные взаимоотношения, иметь семейный бюджет, воспитать детей, есть ответственность, определенный труд и каждодневная дисциплина. Поэтому иногда появляется соблазн уйти в сторону, закрыться от мира и молиться.
В хадисе говорится: «Верующий, находящийся среди людей и терпеливо относящийся к боли, которую они ему наносят [морально, психологически, физически], лучше и благостнее того, кто избегает людей и нетерпим к их действиям» . Нужно уметь находить общий язык с людьми, не бояться трудностей, решать проблемы.
Пророк (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Не стоит завидовать кому-либо, кроме двух категорий людей: (1) тех, кому Всевышний дал богатство (достаток) и позволил [разумно] управлять им [преодолев внутреннее чувство скупости, жадности ], тратя [из него] на благие дела [на протяжении жизни] все без остатка, и (2) тех, кому Он [Господь миров] дал мудрость [обширные знания, в том числе знание Священного Писания, хорошую теорию и практику применения] и они пользуются ею (мудростью) [в своей жизни], а также обучают ей [других. Для этого нужно и высшее образование, и постоянное самообразование, и жизненный опыт, и определенные навыки, и отсутствие вредных привычек, и огромное количество нейронных путей в мозге, а также каждодневное практикование собственных знаний. Завидуйте таким людям белой завистью! ]» .
Начиная с индивидуального предпринимательства, с купли-продажи, с получения хорошего образования, начиная с каких-то рисков, с выстраивания компании, шаг за шагом человек приобрел достаток. Если он тратит свой достаток на хорошее, а это не только помощь малоимущим, дает деньги, чтобы появлялись научные центры, лаборатории, институты, школы, галереи, прекрасные храмы, он вносит серьезный вклад в развитие общества. Таким можно позавидовать.
А вторые – это люди науки, и не только богословской, те, кому Всевышний дает благословение стать мудрыми. Они те, кто создает живые знания, теорию соединяет с практикой. И они приобрели свою мудрость благодаря образованию, практике, они применяют эту мудрость в собственной жизни, обучают ей других людей.
— Какие возможности открывает религия?
— В обществе обычно 10% людей энергичных и целеустремленных, движущихся в дурном направлении: алкоголь, наркотики, взяточничество, казино, разврат, преступность, террор, тирания и т. п. И 10% – это лидеры в благом, в созидании, для которых важны честь, достоинство, мораль, нравственность, которые ощущают ответственность пред обществом и Богом за воспитание нового поколения и рациональную трату имеющихся на сегодня личных, общественных и государственных ресурсов. Это в том числе люди науки, культуры, религии.
А вот оставшиеся 80% – это серая масса. Кто перевесит в обществе (первые 10% или вторые), за тем и пойдет масса. Религия открывает перед тобой новые возможности, когда ты применяешь ее постулаты, следуешь ей.
Например, в одном из хадисов говорится: «Есть два блага [бесценных Божественных дарования], которые люди не ценят (в отношении которых обманываются) [беспечно пренебрегают ими, нанося себе огромный ущерб; не извлекают должную пользу и выгоду]. Это — здоровье [сохранение его и развитие] и свободное время [которое люди в основном не заполняют чем-то полезным, будь то в земной перспективе либо в вечной]».
Для меня, человека верующего в Бога и в жизнь после смерти, эти слова очень назидательны. Я изучаю современную литературу о мозге, делаю полезные для себя выводы и стараюсь уделять своему здоровью должное внимание. Если говорить о моем свободном времени, то я использую современные технологии и подходы, стараясь, не проводить его впустую. Это возможности более осознанного взгляда на жизнь.
В Коране сказано: «Поистине, Всевышний не изменит положения людей, пока они не изменят самих себя . [Изменяясь в лучшую сторону изнутри, в своем отношении к происходящему, и в поступках , человек вызывает Божью милость и благословение. А начиная духовно загнивать и опускаться, творя преступления, бесчестие и различного рода грехи, человек накликает на себя пусть даже не скорое, но неотвратимое наказание. Таковы законы, установленные Творцом на этой земле.] И если пожелает Господь [прихода] зла [в форме различных кризисов, природных катаклизмов, личных неприятностей и т. п.], тогда никто не сможет воспрепятствовать этому. Нет у людей истинного хранителя и опекуна, помимо Него (Творца всего сущего). [Нет инстанции, которая стояла бы выше Божьих повелений и благословений]» (см. Св. Коран, 13:11).
Если в контексте смысла приведенного мною аята долгие годы над собой работать, перед человеком откроются огромные возможности. Можно заработать даже триллионы долларов. Но в этом процессе нужно быть верующим, ведь вера – это не только вера в Бога, но и вера в себя.
— Проект «Мечта и крылья». Почему вы согласились принять в нем участие?
— Это была инициатива из Казахстана, ко мне обратился предприниматель и финансист Бахт Ниязов.
С точки зрения мусульманских канонов нельзя рисовать нечто живое, к примеру делать портрет человека. А вот абстрактное изображение, в том числе и людей, возможно. Изобразительное искусство в исламе всегда было, есть и будет.
В моей книге «Стань самым умным и самым богатым. Часть 1» сформулированы триллионерные правила, основанные на аятах и хадисах. Донести эти правила языком искусства я посчитал хорошей идеей. Вижу в этом возможность донести мусульманские ценности до наибольшего количества людей. Особенно это актуально сейчас, когда СМИ так часто их уродливо искажают.
— Многие считают ислам религией Средневековья, устаревший для нынешних реалий. Вы согласны с этим?
— После революции 1917 года накопилось много негативного об исламе. Миллионы раз нам твердили, что религия – это опиум для народа, это Средневековье. Тратились огромные деньги, чтобы доказать, будто ислам – это паранджа и многоженство.
Поэтому мы имеем такой пропитанный ненавистью и невежеством результат. Он отложился не только в подсознание отдельных людей, но и целых поколений. Только те, кто может вырваться из этого замкнутого круга, поймут, что религия, наоборот, заряжает, поднимает на новые уровни в духовном, интеллектуальном и материальном плане, открывает новые перспективы не только в земном, но и в вечном.