Национальная палата предпринимателей VS Предприниматели. Будет ли работа над ошибками?
Zakon.kz
Скандал с запретом рекламы безрецептурных лекарственных средств, введенный при участии Национальной палаты предпринимателей набирает обороты.
Возмущаются производители лекарственных средств, средства массовой информации и рекламные агентства. Абсурдности ситуации добавляет то, что большинство из недовольных - члены этой самой Национальной палаты и платят Палате немаленькие членские взносы, а Нацпалата, по закону, должна защищать своих членов.
Но, так ли это?
Судите сами. Из-за запрета рекламы, только телевизионная индустрия Казахстана потеряет в год, порядка 20 млн. долларов. Примерно такую сумму тратят на казахстанском телевидении производители безрецептурных лекарственных средств на рекламу своей продукции. Потери так же понесут радио, печатные издания и интернет СМИ, что оценивается еще в 5-6 млн. долларов в год. А ведь не секрет, что негосударственные телеканалы и другие СМИ, получают доход только от продажи рекламы.
Вот мы зачастую критикуем наше телевидение, что нет у нас большого числа качественных телепроектов, что покупаем турецкие, российские, индийские сериалы, а сами, мол, снять не можем и т.д. На самом деле можем, но это все стоит денег, очень больших денег, но вот их, к сожалению, не много на казахстанском телевидении.
Как говорится, телевидение – игрушка дорогая. Вот два примера. За производство качественного сериала телеканалы в России и Украине платят порядка 100-150 тыс. долларов за серию. Казахстанское телевидение в силах потратить на производство серии не более 35-40 тыс. За такие деньги очень трудно снять хороший сериал. Вот еще. На производство и закупку телевизионного контента только российский «Первый канал» тратит порядка 600 млн долл. в год. Эта сумма превосходит все годовые бюджеты, всех казахстанских телеканалов, вместе с государственными, включая все их расходы.
И при таком огромном дефиците средств, казахстанское телевидение лишают еще 20 млн. долларов.
Кому же это выгодно? Давайте посмотрим. Рекламу всех безрецептурных лекарственных средств теперь можно размещать только в специализированных изданиях. Что это за издания? Различные медицинские журналы и интернет ресурсы. Именно на них, как думают инициаторы запрета, прольется золотой дождь в 26 млн. долларов.
Но глупость и бестолковость этого решения в том, что не смогут медицинские журналы и сайты разместить столько рекламы. Нет у них необходимых тиражей, посетителей и популярности. Да и не будет никогда. Специалисты рекламного рынка в один голос говорят об этом. А как говорится, природа не терпит пустоты. Куда уйдут не потраченные производителями лекарств рекламные бюджеты? Правильно! В соседнюю Россию, на телеканалах которой такая реклама разрешена и эти телеканалы транслируются у нас с этой рекламой практически во всех кабельных и спутниковых сетях. Ну и конечно, сама Нацпалата получит меньше членских взносов так как доходы некоторых ее членов значительно уменьшаться.
Это очень похоже на известную притчу, когда один болван, что бы сорвать яблоко рубил все дерево целиком. Как сказали бы в другие времена: «Это очень пахоже на врэдытельство!».
Мы попытались разобраться, как такое может быть возможным. Неужели весь огромный аппарат, отвечающий за принятие законов, не задумался о последствиях?
И вот, что мы выяснили.
Инициаторы поправок, а скорее всего те, кто за ними стоит, воспользовались классическим приемом незаметного протаскивания изменений в законодательство. Так сказать, «под шумок». Запрещающие рекламу поправки в Кодекс о здоровье были внесены внутри большого пакета нужных и полезных изменений в различные законодательные акты по вопросам разрешительной системы.
Бизнес сообщество давно добивалось этих изменений. Но включенные в законопроект поправки о запрете рекламы никакого отношения, к разрешительной системе не имеют. Как сказано в сравнительной таблице к законопроекту поправки, запрещающие рекламу, утверждены на десятом заседании Межведомственной комиссии (МВК) по вопросам совершенствования разрешительной системы. Разработаны эти поправки Экспертной группой созданной при МВК.
Вот, что писала официальная пресса об этом заседании:
«Члены МВК совместно с экспертной группой, представляющей бизнес-сообщество, обсудили результаты масштабной инвентаризации разрешительной системы. В частности, отмечено, что в ходе инвентаризации сделан анализ всех существующих в Казахстане разрешений, обязательных для получения предпринимателями. Таким образом, будет поставлен барьер на пути к бесконтрольному росту разрешений, на что неоднократно указывал Глава государства». Как видите, ни о каком запрете рекламы речи не шло, наоборот запреты снимались. Тем не менее, как сообщил наш источник, именно Экспертной группой, включающей в себя должностных лиц Нацпалаты, и была включена поправка о запрете рекламы.
Да и в состав самой МВК, которая утвердила эти поправки, помимо других должностных лиц входил Председатель Правления Нацпалаты предпринимателей РК, в должности заместителя председателя и руководитель Форума Предпринимателей Казахстана в качестве члена комиссии.
Законопроект рассматривался в парламентском комитете по экономической реформе и региональному развитию, который не занимается вопросами деятельности СМИ и размещения рекламы. А так, как текст законопроекта и приложений к нему состоял из сотни страниц, то на маленькие, всего в несколько строк, изменения никто не обратил внимания. Предложения, внесённые такой авторитетной организацией как МВК, в которую входят руководство и представители Национальной палаты предпринимателей Казахстана, представляющей бизнес-сообщество не вызвали никаких вопросов у депутатов. Так и приняли, не подумав.
Возникает вопрос. Что же за загадочные господа стоят за специализированными изданиями, ради желания побаловать яблочком которых, решили спилить все дерево, дающее золотые яблоки, а депутаты не заметили этого? Думаю ответ на этот вопрос, мы когда-то узнаем.
Но все-таки, мы склонны думать, а может нам просто хочется верить, что это произошло из-за некомпетентности сотрудников Нацпалаты, готовивших предложение, большой загруженности руководителей и депутатов, подписывающих документы, не читая их внимательно, и расторопности заинтересованных лиц, воспользовавшихся этой некомпетентностью и загруженностью.
Что ж, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но надо иметь смелость и мужество признать свои ошибки и исправить их. Мы знаем, руководство Нацпалаты предпринимателей умеет это делать. Сможет ли на этот раз?
Серик Батыров
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript