На фоне всевозможных разноцветных революций власти многих стран начинают серьезно задумываться о роли и возможностях НПО
Zakon.kz
Модератор дискуссионной площадки «Взаимодействие НПО с государственными структурами и международными организациями» Михаил Тюнин комментирует ситуацию с НПО и цветными революциями.
В конце 2013 года на кыргызстанском портале посвященному общественно-политической тематике Stanradar.com было опубликовано интервью известного российского политолога Гейдара Джемаля, председателя Исламского комитета России, в котором он сказал «…НПО существуют в качестве угрозы режимам не только в Центральной Азии», указав на то, что даже премьер-министр Реджеп Эрдоган жаловался, что ряд НПО в Турции бросают ему вызов и являются системой дестабилизации, инструментарием дестабилизации режима. Бытует мнение среди политологов, что зачастую правозащитные, экологические и иные НПО, используются для запуска технологий «цветных революций».
Мы обратились за комментариями к модератору дискуссионной площадки «Взаимодействие НПО с государственными структурами и международными организациями» Михаилу Тюнину.
- Разделяете ли Вы мнение, что в Центральной Азии, и в Казахстане в том числе, неправительственные организации используются или могут использоваться для подготовки «цветных революций»?
Частично да, разделяю. Существует набор тем, точнее механизмов, которые запускают «цветную революцию» - это права человека, экологические проблемы, наблюдение за выборными процессами. «Цветные революции» тщательно готовятся в плане заблаговременного создания и обучения «лидеров» и специальных групп, способных организовывать «протестные» акции населения для оказания мощного информационно-психологического давления на власть. Эти механизмы часто применяют используя ресурсы неправительственных организаций. Понятно, что проводить знак равенства между всеми НПО и зачинщиками революций нельзя, НПО бывают разные. Подавляющее большинство некоммерческих организаций занимаются нужной и позитивной работой во благо общества. Но, как показывает практика последнего десятилетия, через отдельные организации, имеющие статус НПО или общественных инициативных групп, могут проводиться деструктивные действия.
- Почему именно некоммерческие организации используются как механизм запуска процессов, вызывающих возникновение серьезных политических проблем?
Статус неправительственной организации позволяет говорить от имени общества. В странах ЦА и, конечно же, в Казахстане идут активные процессы построения гражданского общества. НПО-это один из основных институтов гражданского общества. Другой вопрос, как и кто, будет использовать НПО, в каких целях. Десять лет назад в Казахстане было полтора десятка тысяч НПО. Практически все активные и опытные НПО в то время финансировались только иностранными донорами. Да, с помощью иностранных денег делались прекрасные проекты - проводились фестивали авторского кино и современного искусства, подключались школы к интернету, издавались учебники, писались законы, в соответствии с международными стандартами и принципами. Однако в определенный момент государство стало понимать, что с помощью НПО могут достигаться цели, связанные, в том числе с изменением политической ситуации. В Казахстане, да и в других странах ЦА в период конца 90-х – середины 2000-х годов в работе попечительских и экспертных советов отдельных грантодающих организаций принимали активное участие лидеры оппозиционных партий и движений, оппозиционно настроенные общественные деятели, которые имели влияние на формирование стратегических направлений деятельности международных организаций в Казахстане. Давайте вспомним, что в 2003-2004 годах произошли «цветные революции» в Грузии и в Украине. На этом фоне власти Узбекистана вытеснили практически все иностранные организации, финансировавшие НПО, а в Казахстане был принят закон «О государственном социальном заказе», позволяющий оказывать государственную финансовую поддержку НПО. Это доказывает тот факт, что как минимум два ведущих государства ЦА-Узбекистан и Казахстан всерьез озаботились влиянием НПО на общественно-политические процессы.
- Каково сейчас влияние международных организаций и иностранных грантодателей НПО в Казахстане?
После 2005 года, когда был принят закон «О государственном социальном заказе», многие иностранные грантодатели либо ушли из Казахстана, либо существенно сократили свою деятельность. Это объясняется тем, что доноры стали больше не нужны, поскольку деньги НПО стало выделять государство или же снижением геополитического интереса к Казахстану, перенос центра внимания на Африку. Я считаю, что Казахстан создал достаточно благоприятные условия для работы доноров. Они полностью освобождены от налогов, практически не обязаны отчитываться перед государством и согласовывать с ним какие проекты и программы они хотят реализовывать здесь в нашей стране. В нашем законодательстве не предусмотрено никакой ответственности международных некоммерческих организаций.
Казахстан просто пошел по другому либеральному пути и открыл возможности для казахстанских НПО работать в сфере социальных программ на деньги государства. В результате кто-то из иностранных организаций просто ушел, а те, кто остался - существенно сократили финансирование общественных организаций.
Не так давно мы проводили экспертный опрос среди журналистов, политологов, представителей НПО и международных организаций на тему эффективности деятельности международных организаций и оценка их вклада в социально-экономическое развитие Казахстана. Многие эксперты положительно оценили деятельность иностранных организаций, в том числе позитивно отнеслись к влиянию международных организаций в области развития социальной ответственности бизнеса, формирования культуры благотворительности и волонтерского движения в Казахстане. С каждым годом под влиянием международных организаций растет число благотворительных фондов и волонтерских инициативных групп , особенно среди молодежи, что должно в дальнейшем отразиться на усилении роли некоммерческого сектора в обществе и наращивании потенциала в работе с населением, а также возможностей стать реальным партнером государства в оказании специальных социальных услуг для различных целевых групп.
Ряд экспертов отметили и негативные моменты в работе международных организаций, которые заключаются в «определенном влиянии на умы»: «они несут нам западные ценности, к которому наше общество еще не совсем готово и не всегда адекватно и правильно может воспринимать это». Такие высказывания касались тех организаций, которые работают в сфере развития прав человека и демократии. По мнению экспертов, деятельность этих организаций не просто учит наших граждан защищать свои права, но и в ряде случаев провоцируют их на организацию протестных акций и мероприятий. Эксперты отметили, что технологии работы некоммерческих организаций могут быть использованы как на благо общества и государства, так и против стабильности общества и государственного строя.
- В России был принят так называемый «закон об иностранных агентах». Согласно этому закону, все некоммерческие организации, занимающиеся политической деятельностью и имеющие зарубежное финансирование, должны регистрироваться в Минюсте в качестве «иностранного агента». Нужно ли такой закон вводить в Казахстане?
Сначала давайте вспомним, что было предложено в так называемом «законе об иностранных агентах» в России. Первое - было проведено деление по сферам деятельности НПО. Второе - появилось определение «российские НПО осуществляющих «политическую деятельность» за счет иностранных источников (денежные средства и иное имущество) и не получающие их». Я думаю, что разделение по сферам деятельности НПО – это правильное решение. НПО не должно заниматься политикой. В Казахстане НПО работают в совершенно разных направлениях - это ассоциации предпринимателей, исследовательские центры, организации по защите прав потребителей, детские, патриотические и правозащитные и другие организации.
Часть этих организаций отстаивает интересы вполне конкретных социальных групп, например людей с ограниченными возможностями, ветеранов. Некоторые организации работают в интересах всего общества - это в основном правозащитные и экологические организации. Сейчас появилось множество НПО, которые работают по бизнес модели «заказчик-исполнитель». Такая модель присуща НПО, которые работают как с государством, так и с иностранными (международными) организациями. Такие организации называют «многостаночники», они берутся за любые темы: «политические» и «социальные». Очень трудно определить какая организация занимается проблемами политики, а какая только социальными вопросами. Иногда невозможно реализовать социальный проект без влияния на политику. Все очень непросто.
Разделение по сферам деятельности НПО в Казахстане смогло бы четко разграничить деятельность общественных организаций, дать критерии «политической» деятельности. В этом плане вполне можно перенять российский опыт, но чтобы избежать допущенных ими ошибок, нужно сначала тщательно изучить российский опыт. Мне кажется, в России «закон об иностранных агентах» в большей степени был принят для того, чтобы показать обществу, кто стоит за протестными действиями ряда активистов из числа представителей «креативного класса».
В ноябре прошлого года я участвовал в четвертом съезде НКО Российской Федерации, общался со многими представителями общественных организаций, которые по формальным признакам попали под категорию «иностранный агент». По мнению лидеров НКО - «иностранных агентов» да, их жизнь стала сложнее, поскольку стали проводится проверки прокуратурой, но эти проверки чаще носили очень формальный характер, больше было шумихи в прессе, чем жестких действий властей.
В Казахстане депутат Парламента В.Косарев делал предложение о необходимости запрета НПО получать иностранное финансирование. Я думаю, что Казахстану не нужно ужесточать законодательство в отношении организаций получающих деньги иностранных грантодателей и закрывать офисы доноров. Во-первых, в условиях не до конца сформированного механизма государственной поддержки некоммерческого сектора, многие НПО просто не смогут реализовывать свою общественно-полезную деятельность. Во-вторых, это серьезно ударит по имиджу Казахстана. Есть такой полуофициальный критерий оценки уровня демократии в том или ином государстве: наличие офиса Фонда Джорджа Сороса в стране. За примером далеко ходить не надо - после разгона «Евромайдана» Фонд Сороса в Украине заявил о прекращении сотрудничества с администрацией В.Януковича, т.е. в глазах мирового сообщества легитимно выбранная власть стала одномоментно «недемократичной».
На мой взгляд, одним из инструментов снижения рисков негативного влияния отдельных «политизированных» НПО или протестно настроенных инициативных групп может стать информирование общества и государства, о том кто и что делает в Казахстане в общественном секторе. На прошлогоднем VI Республиканском Гражданском Форуме представители НПО, госорганов и международных агентств как раз обсуждали тему информирования о деятельности НПО и международных организаций. НПО предложили создать единый портал, на котором можно было бы размещать и получать комплексную информацию о выделяемых грантах, проводимых конкурсах и мероприятиях, результатах выполнения проектов. Прозрачность деятельности НПО и международных организаций сможет снизить их «негативное» влияние на общественно-политическую сферу (в случаях, где это действительно имеет место), а также снять необоснованное подозрение во враждебном настрое с организаций, действительно желающих помочь своей стране, но выбравших критический формат работы.
- Какие тенденции наблюдаются в области противодействия деструктивной деятельности с использованием ресурсов некоммерческих организаций?
Власти многих стран, в том числе граничащих с Казахстаном, или находящихся в непосредственной близости с нашим регионом, публично начинают признавать, что некоммерческие организации становятся инструментом возникновения серьезных политических и экономических проблем. Я говорю не только про Российскую Федерацию. Индия-один из потенциальных претендентов на вхождение в Таможенный союз. Можно вспомнить недавние массовые выступления против строительства АЭС вдоль береговой линии полуострова Индостан. Именно тогда премьер-министр Индии Манмохан Сингх заявил, что протесты против российско-индийского ядерного проекта направляются из-за рубежа, прежде всего из США. Следующим шагом индийских властей стало ужесточение правил деятельности некоммерческих организаций. Появился запрет на иностранное финансирование для тех из них, кто выступает с критикой властей.
Президент Турции Реджеп Эрдоган тоже жалуется на то, что ряд НПО бросают ему вызов и выступают инструментарием дестабилизации режима.
На фоне всевозможных разноцветных революций власти многих стран начинают серьезно задумываться о роли и возможностях НПО. По оценкам экспертов государств-членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), опасность «цветных революций» выдвигается на первый план в ряду нетрадиционных вызовов, угроз и рисков для коллективной безопасности государств–членов ОДКБ.
Напомню, что в ОДКБ входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. В рамках ОДКБ идет планирование действий, направленных на создание международно-правовых механизмов защиты информационного пространства ОДКБ и системы опережающего противодействия распространению идеологии внешнего вмешательства и «цветных революций». Об этом заявил в прессе генсек ОДКБ Николай Бордюжа. Это очень серьезное заявление. Я думаю, что в рамках ОДКБ в ближайшее время будет реализован ряд внутригосударственных и межгосударственных мероприятий, направленных на привлечение НПО к решению стратегически важных для государства вопросов, среди которых могут быть обеспечение политической стабильности, гармонизации межнациональных отношений, обеспечение суверенитета. «Цветные революции» всегда запускаются через социальные и гражданские проблемы. Нужно решать эти проблемы, создать действительно работающие механизмы общественного диалога, убрать основание для развития протестности, и тогда никакие «цветные революции» не страшны.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript