Как выжить в условиях зимнего урагана - советы от Zakon.kz
Zakon.kz
Советы дают опытные специалисты по ЧС.
На большей части Казахстана уже господствует зима со снегопадами, метелями, северным ветром и морозами: на юге до 15 градусов (ночью), а на севере местами 25-33 градусов. В этот зимний период человеку угрожает холодовая опасность, особенно в степях и прилегающих к ним полупустынях. Решающее значение для выживания человека в условиях низких температур и урагана могут сыграть несколько простейших правил, которые следует соблюдать, отправляясь зимой в дорогу.
Важнейшая заповедь при единоборстве с холодом - во время остановиться! Одной физической силой мороз одолеть невозможно. В подобных случаях лучше перестраховаться - чуть раньше повернуть назад, разбить лагерь, построить убежище, отдохнуть и прочее.
В любом случае, при возникновении аварийной ситуации в зимний период самоспасение человека или группы должно начинаться с организации зимнего убежища.
Наиболее сложно бывает выжить во время зимнего урагана. В этом случае, если нет возможности построить капитальное снежное убежище, следует найти какой-нибудь возвышенный над местностью, устойчиво стоящий предмет, укрыться за ним и позволить засыпать себя с боков снегу, постоянно отбрасывая и утаптывая прибывающую снежную массу ногами. Таким образом вы получите узкую траншею-убежище.
Нельзя пытаться пережидать пургу на ногах. Рано или поздно вы потеряете ориентировку, вымотаетесь физически, присядете отдохнуть и замерзнете.
Если вы пережидаете пургу в машине, расположите ее капотом на ветер, максимально утеплитесь и, экономя топливо (сколько придется ждать в машине - неизвестно), не гоняйте печь беспрерывно. При угрозе засыпания машины снежной массой периодически приоткрывайте одну из дверей, отодвигайте, разбивайте сугроб, чтобы он не замуровал вас внутри салона.
В заметенной машине, как бы вы ни замерзли, не запускайте двигатель. Категорически! Выхлопные газы, выделяющиеся при работе мотора и постепенно скапливающиеся в салоне машины, убьют вас гораздо раньше, чем самый лютый мороз.
Если вы хотите согреться, то выходите из машины и откапывайте выхлопную трубу так, чтобы газ из нее уходил в атмосферу, а не под автомобиль. Но только обязательно перед выходом обвяжитесь веревкой (один конец которой оставьте в автомобиле). Известно множество случаев, когда человек, отойдя в пургу на полметра от собственного дома или машины, мгновенно терял ориентировку в мелькании снега, начинал метаться, и погибал.
Снежные убежища
Все известные снежные убежища условно можно разделить на два типа - открытые и закрытые. Убежища открытого типа отличаются тем, что в их конструкциях используются традиционные материалы - ткань, полиэтилен (обычно из них сооружается крыша или одна из стен), и тем, что вход в убежище расположен на уровне жилого помещения или выше него. Они хорошо защищают от снегопада, ветра, в меньшей степени - от мороза.
Гораздо более надежно убежище закрытого типа (пещеры, берлоги, норы, иглу и пр.).
Строятся они целиком из снега (копаются или возводятся из снежных кирпичей - блоков), вход у них расположен ниже уровня пола. Подобные убежища, возведенные за 1-2 часа, надежно защищают человека от воздействия низких температур, ветра, а при наличии примитивных обогревательных приборов (жировых и керосиновых ламп, свечей) обеспечивают тепловой комфорт.
Место, пригодное для устройства зимнего бивака, надо выбирать задолго до наступления темноты. Разумнее всего отмечать участки, удобные для строительства того или иного убежища, беспрерывно, по ходу движения. Это позволит, в случае возникновения опасности или ухудшения погоды, по собственным следам вернуться к ближайшей замеченной площадке, а не тратить драгоценное время на поиск крепкого наста или подходящего сугроба.
Недопустимо убыстрять строительство за счет качества!
При строительстве снежных убежищ, особенно закрытого типа, человек выделяет значительное количество тепла. Снег, попадавший на одежду, обувь, тает, что приводит к их значительному намоканию. С целью сохранения теплоизолирующих свойств одежды и обеспечения нормальной ночевки, строительство должен вести один человек. Причем лишнюю теплую одежду лучше снять, чтобы впоследствии надеть сухой.
Вместе с тем нужно следить, чтобы все участники группы выполняли какую-нибудь работу. Пассивное ожидание ведет к быстрому замерзанию, так как при отсутствии костра человек может согреться только движением.
Во время пурги и сильного снегопада, когда видимость ограничена несколькими метрами, нельзя допускать, чтобы люди разбредались по сторонам без страховки.
Одно из главных правил - чем меньше внутренний объем убежища, тем в нем теплее. Выбор конкретного убежища зависит от глубины снежного покрова, его прочности.
Строительство снежных убежищ
Надо:
• Выбирать место под бивак до наступления темноты, начинать строительство до наступления усталости.
• Строительство убежищ закрытого типа вести одному, так как оно связано с намоканием одежды, а высушить одного человека проще чем всю группу.
• Не ускорять строительство за счет качества.
• Снять перед строительством влагопроницаемую и теплую одежду, чтобы уберечь ее от намокания.
• При рытье пещер, ям, берлог работать на подстилке из водонепроницаемого материала.
• Копать пещеры с помощью пил, мисок и тому подобных инструментов.
• Помнить: чем меньше убежище, тем оно теплей.
• Щели в блочных убежищах следует затереть снегом.
• В тканевых крышах между слоями материала для создания воздушной теплосохраняющей подушки следует уло¬жить легкие объемные предметы.
• После завершения строительства, желательно высушить одежду на костре.
Холодная ночевка в снежном убежище
Надо:
• Сесть вплотную друг к другу, стараясь достигнуть максимальной площади соприкосновения тел.
• Застегнуть все пуговицы, молнии, затянуть манжеты рукавов и штанины, надеть капюшон.
• Выжать намокшую одежду.
• Пить горячий чай, кофе, бульон.
• Максимально утеплить ноги, голову.
• Есть сахаро- и жиросодержащие продукты.
• Пометить местоположение убежища.
• Сидеть на теплоизолирующей подстилке.
• Иметь в убежище инструмент для расчистки входного отверстия.
• При необходимости, согревать руки махами. Совершать другие физические действия, разогревая мышцы.
Нельзя:
• Рассредоточиваться по убежищу. Оставлять людей без присмотра.
• Раздеваться в убежище.
• Оставаться в мокрой одежде.
• Употреблять алкоголь.
• Спать при угрозе замерзания.
• Оставлять без присмотра открытый огонь.
• При строительстве располагать вход на ветер.
• Лежать и сидеть на снегу.
• Перегреваться и потеть при строительстве убежищ.
• Перестраивать убежище в ночное время. Покидать убе¬жище в ночное время без крайней необходимости.
Ночевка без убежищ
Случаи, когда невозможно построить то или иное убежище или развести костер, в практике аварий чрезвычайно редки. Однако надо быть готовым к действию в самых неблагоприятных условиях.
В безветренную и без осадков погоду можно попытаться переночевать под открыты небом, лежа или полусидя, собравшись по возможности более плотной группой. При этом следует максимально изолироваться от холодной почвы. Сидящие снаружи прикрывают, согревают, контролируют состояние отдыхающих и в дальнейшем меняются с ними местами. Возможно расположиться сидя, в два ряда, спина к спине, уложив отдыхающих на ноги и прикрыв их руками и одеждой.
Десантный способ. При начинающейся пурге надо попытаться отыскать несколько растущих рядом друг с другом кус¬тов, наклонить, связать их вершинами, настелить расправленную сверху одежду, полиэтилен и залезть внутрь. Метель постепенно занесет убежище толстым слоем снега.
Поморский способ заключается в том, что застигнутые пургой люди надевают всю возможную одежду, садятся плотным кругом или полукругом спинами на ветер, берут в руки, ставят вертикально длинные палки и ждут, пока их занесет снегом. Чтобы не задохнуться, они периодически шевелят палками в стороны, пробивая в снегу вентиляционные отверстия. В конечном итоге получается снежная яма-пещера, образовавшаяся естественным путем в искусственно созданном надуве.
Но все же ночевать в снегу допустимо только в самых крайних случаях, когда строительство снежных убежищ решительно невозможно, а начавшаяся метель угрожает скорой гибелью.
И все же, несмотря на все меры профилактики, очень часты случаи общего переохлаждения одного или нескольких потерпевших.
подготовила Елена Ильинская
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript