С 1 января 2016 введен в действие Закон «О государственной службе». Что это дает?
Zakon.kz
Важнейшая задача - формирование профессионального государственного аппарата.
С 1 января 2016 введен в действие Закон «О государственной службе», который регулирует общественные отношения, связанные с поступлением на государственную службу РК, ее прохождением, прекращением, определяет правовое положение, материальное обеспечение и социальную защиту госслужащих.
В Плане нации «100 конкретных шагов» первые 15 шагов посвящены государственной службе - формированию профессионального государственного аппарата. Так, одним из основных изменений является переход на карьерную модель госслужбы. В рамках этой модели впервые поступающие на государственную службу начнут свою профессиональную деятельность только с низовых должностей. Для этого они должны пройти тестирование на знание законодательства и наличие компетенций (навыки, знания и умения), комиссионное интервью для оценки приверженности ценностям государственной службы в территориальном департаменте Министерства по делам государственной службы, а также собеседование в государственном органе по профильным знаниям. Приверженность ценностям включает в себя ориентированность на качество и результат работы, этичность и нетерпимость к коррупции.В данном контексте хотелось отметить, Президент всегда обращал и обращает особое внимание на меры по укреплению независимости судебной системы, в частности 11 шагов данного Послания отведены судебной системе.
В новом Законе «О государственной службе» обязательное требование для впервые поступивших на госслужбу - установление испытательного срока по формуле «три плюс три». Для них будет составляться индивидуальный адаптационный план на три месяца, включающий требования по овладению определенными навыками и специальными заданиями. В целях оказания помощи в выполнении индивидуального плана будут закреплены наставники из числа опытных работников. Результаты выполнения индивидуального адаптационного плана будут оцениваться руководством. В случае его невыполнения руководитель госоргана вправе продлить испытание еще на три месяца с представлением возможности повторного выполнения мероприятий. Отрицательные результаты по итогам второго трехмесячного периода неизбежно приведут к увольнению госслужащего. Мировая практика имеет многообразие подходов к продолжительности испытательного срока. Так, к примеру, в Сингапуре и Турции этот срок составляет от 1 года до 2 лет, в Малайзии - 3 года, Японии - не менее 6 месяцев, в Германии - не превышает 5 лет. В Великобритании и Австралии государственный орган сам определяет срок испытания и условия прохождения. Как правило, его продолжительность не превышает 6 месяцев в Австралии и 2 лет в Великобритании.
Теперь дальнейшее карьерное продвижение будет осуществляться на основе внутреннего конкурса по упрощенному порядку и в короткие сроки. В конкурсах смогут участвовать госслужащие с опытом работы на нижестоящих должностях. При этом первоначально кандидаты будут отбираться среди работников госоргана, где заполняется вакансия. В случае отсутствия подходящих претендентов отбор пройдет среди служащих всех госорганов.
В истории независимого Казахстана началом институционализации госслужбы стало принятие в 1995 году Указа Президента, имеющего силу закона «О государственной службе». Он позволил сохранить кадровое ядро системы госуправления и заложил основы для развития госслужбы как важного института государства. Принятие данного закона позволило урегулировать отношения на госслужбе путем установления принципов госслужбы, иерархии государственных должностей, определить правовой статус и установить социальные гарантии госслужащим.
Несмотря на достигнутые цели, были и проблемные вопросы, которые по мере развития страны требовали совершенствования и не отвечали требованиям реальной жизни. Требовалась модернизация системы инфраструктуры обучения госслужащих.
За это время изменился формат работы государственного аппарата, произошла переориентация госслужбы на сервисные подходы, а новые вызовы требовали от госаппарата новых подходов. Наряду с этими проблемами назрела необходимость обеспечить дальнейшее поступательное развитие системы государственной службы и ее реформирование в тесной взаимосвязи с процессами модернизации госуправления.
Опыт успешных государств показывает, что в повышении конкурентоспособности страны большую роль играет кадровый потенциал госаппарата. Этот вопрос с момента обретения независимости всегда находился в центре внимания главы государства. Качество государственного аппарата особенно важно в контексте того, что оно является решающим фактором в процессе развития любой страны и обеспечивает эффективное исполнение стратегических приоритетов государства.
В этих целях новым законодательством предусмотрено закрепление наставников из числа опытных госслужащих за впервые поступившими на госслужбу. Они будут помогать новичкам овладевать определенными навыками. Для расширения профессионального кругозора госслужащих будет внедрен институт ротации с предоставлением служебного жилья внутри структурных подразделений госоргана. Для приобретения госслужащими профессиональных знаний и опыта вне места постоянной работы госорганы будут направлять их на стажировку в другие госорганы или нацкомпании. Особое внимание уделяется вопросам обучения. Впервые в закон включена отдельная глава по обучению госслужащих. Законодательно закреплено обязательное повышение квалификации служащих не реже одного раза в три года.
В целом новый формат госслужбы основан на принципе меритократии, способствующей привлечению в ряды государственных управленцев наиболее способных специалистов, приверженных ценностям честного и добросовестного исполнения служебных обязанностей, направленных на повышение благосостояния народа. Именно благодаря взвешенной политике главы государства сегодня у нашей страны есть своя, уникальная модель государственной службы. В этой связи следует отметить, что в каждой развитой стране свои подходы, свои порядки, свои традиции, свой опыт. Во многих государствах приняты специальные законодательные акты, регулирующие статус, структуру и функции аппарата, порядок прохождения государственной службы. В США, например, основным нормативным актом является закон о реорганизации государственной службы в конгрессе (1970 г.), в Швеции - закон о рикстаге (1974 г.), в Великобритании - закон об организации работы палаты общин (1978 г.), в Канаде - закон о парламенте Канады и закон о сотрудниках парламента и отношениях между ними. Во Франции принципы карьерности и конкурсного отбора - основа построения государственной службы. Конкурсная процедура обеспечивает всем гражданам страны равный доступ к государственной службе.
Одним из лидеров является Сингапур, который стал модельным в этом отношении государством. Являясь в прошлом одним из самых коррумпированных государств, в 1995 году в первом Индексе восприятия коррупции вошел в тройку стран, наименее подверженных коррупции. Качественная реализация государственными служащими всех уровней Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы и пяти институциональных реформ Плана нации Президента РК Нурсултана Назарбаева «100 конкретных шагов» будут содействовать осуществлению стратегической задачи нашего государства - вхождения в 30-ку развитых государств мира.
В целом основными целями реформы государственной службы являются повышение компетентности и профессионализма госслужащих, обеспечение автономности госслужбы, снижение коррупционных правонарушений, обеспечение достойной оплаты труда и карьерного продвижения сотрудников, повышение уровня доверия населения к институтам власти и в конечном итоге эффективности государственного аппарата в условиях реализации новой экономической политики государства.
Подводя итоги, хотелось бы привести некоторые статистические данные. В настоящее время в РГУ Администратор судов Актюбинской области штатная численность государственных служащих составляет 288 человек, 26 вакансий. Планомерно проводятся мероприятия на разьяснению проведено Закона «О государственной службе», в частности в 2015 году проведено 12 семинаров. Кроме того, в соответствии с нормами действующего законодательства осуществляет деятельность дисциплинарная комиссия Администратора судов Актюбинской области, в функции которой является контроль исполнения должностных обязанностей государственных служащих.
Еркебұлан Сағынғанов, заместитель руководителя Администратора судов Актюбинской области
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript