Медиация в уголовном процессе: новые тенденции в практике и в обучении (Балгуль Раисова, член Высшего Судебного Совета Республики Казахстан)

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 12.07.2016 19:44 Zakon.kz

Медиация в уголовном процессе:
новые тенденции в практике и в обучении

 

БАЛГУЛЬ РАИСОВА

член Высшего Судебного Совета Республики Казахстан,

представитель от адвокатуры,

сертифицированный тренер медиаторов,

национальный эксперт международных организаций

в области законодательства по медиации в 2013-2015 гг.

 

 

Медиация в уголовном процессе: новые тенденции в практике и в обучении (Балгуль Раисова, член Высшего Судебного Совета Республики Казахстан), фото - Новости Zakon.kz от 12.07.2016 19:44Рассматривая вопросы обучения медиации в Казахстане следует отметить, что после принятия Закона Республики Казахстан «О медиации» от 28 января 2011 года, были разработаны Правила прохождения обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июля 2011 га за № 770.

Указанные Правила прохождения обучения по программе подготовки медиаторов (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 28 января 2011 года «О медиации» и предназначены для подготовки профессиональных медиаторов в сфере урегулирования споров (конфликтов), возникающих из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести и с выдачей соответствующих сертификатов. Согласно данным Правилам «Специализированный курс медиации» предназначен для лиц, прошедших «Общий курс медиации», для дальнейшей подготовки профессионального медиатора по конкретной специализации в общем объёме не менее 50 часов. Лица, получившие сертификат по учебной программе «Специализированный курс медиации», могут вести практическую деятельность в качестве медиатора на профессиональной основе, в том числе с конкретной специализацией, без права преподавания медиации.

Если обратиться к содержанию Примерного учебного плана по программе «Специализированный курс медиации), то видно, что раздел «Особенности разрешения конфликтов по уголовным делам» отводит на изучение данного вопроса всего 6 часов, в том числе 2 часа на лекции и 4 часа на практические занятия.

За прошедший период времени, начиная с 2011 по 2016 годы, в Казахстане прошли глобальные реформы в правовой сфере: были приняты новые редакции Уголовного и Уголовно-процессуального Кодексов, Гражданского процессуального Кодекса, Административного Кодекса, в связи с чем, Правила прохождения обучения по программе подготовки медиаторов теоретически и морально устарели. Опыт применения нового законодательства, как в сфере гражданского процесса, так и в уголовном процессе показывает, что программа обучения медиаторов в Казахстане требует кардинального изменения. В настоящий момент необходимо решение вопросов по следующим направлениям:

1. В стране необходимо создание единого координирующего органа (именно координирующего, а не контролирующего), который мог бы заниматься разработкой новых стандартов обучения, постоянного повышения квалификации, проведения стажировки и ведения единых реестров медиаторов и тренеров медиаторов.

2. Внесение дополнений и изменений в существующие Правила, либо разработка новых Типовых правил прохождения обучения по программе подготовки медиаторов. Так, единые стандарты по направлениям, станут теоретической основой для специалистов, а, следовательно, значительно улучшат условия для развития медиации в данной отрасли.

3. Внесение в Правила отдельных специально разработанных программ для судей, адвокатов, нотариусов, следователей и прокуроров с учётом новых тенденций в законодательстве. Так, например, с принятием Новой редакции Гражданского процессуального Кодекса, внесены концептуальные изменения в Конституционный Закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей», Законы Республики Казахстан: «Об адвокатской деятельности», «О нотариальной деятельности», «О медиации», в соответствии с которыми: действующие судьи могут проводить процедуру медиации в зданиях судов в рамках рассматриваемых гражданских дел; адвокаты и нотариусы имеют право проводить примирительные процедуры на любой стадии спора (включая, досудебную стадию), к которым относится в соответствии с Гражданским процессуальным Кодексом Республики Казахстан медиация.

4. Изучение зарубежного опыта показывает, что главной целью проведения медиации в уголовном процессе является сохранение социальной стабильности в обществе, а сама процедура ориентирована в рамках восстановительного правосудия на установление отношений между потерпевшим и обвиняемым (подозреваемым) в совершении преступления. В Казахстане главная проблема отсутствия повсеместного развития медиации в уголовном процессе - это мотив, как для его участников, так и для должностных лиц, задействованных в расследовании и надзоре за ним (дознавателя, следователя, прокурора), в соответствии с которым виновное (или подозреваемое) лицо может уйти от ответственности (или от правосудия). Общественное мнение настаивает на неотвратимом наказании для виновного лица. Система отчётности, на которую делали упор при производстве уголовных дел, включая графу «количество дел, прекращенных путем медиации», не может служить основанием для более интенсивного развития медиации в стране.

5. Так, в зарубежной поездке в Нидерланды казахстанской делегации в рамках программы Совета Европы в октябре 2015 года, был показан наглядный пример ориентированности не на уход от уголовной ответственности подозреваемого (или обвиняемого) лица, а на потерпевшую сторону, или на то, насколько потерпевший будет безопасно чувствовать себя в этой стране. Если взять за основу развития медиации в уголовном процессе, именно этот вектор правового положения и социальной уязвимости потерпевшего лица, то он должен быть главным, то есть, необходимо изменить саму концепцию медиации в уголовном процессе в Казахстане, и сделать потерпевшее лицо в медиации в уголовном процессе главным лицом, задаваясь целью продумывать дальнейшую его судьбу с учетом неотвратимости наказания, морально-психологических аспектов, таких, как: страх, уязвимость членов семьи потерпевшего лица, уверенность в будущем (отсутствие мести со стороны обвиняемого в отношении потерпевшего и членов его семьи), то есть разработать новую Концепцию восстановительного правосудия, когда потерпевшая сторона будет знать о неотвратимости наказания для подозреваемого (или обвиняемого лица), и в то же время, о возможности установить мост для переговоров о компенсации материального и морального вреда, причиненного противоправными действиями.

6. Для достижения данных целей восстановительного правосудия необходимо разработать специальную Программу обучения для каждой категории участников той или иной стадии уголовного процесса. Например, помимо основ теории переговорного процесса и классической процедуры медиации, изучать специальную технику ведения переговоров, как с потерпевшей стороной, так и с подозреваемой в отдельности, в результате которых будут учтены интересы каждой стороны. Если это программа для судей, то она должна быть ориентирована на достижения согласия между лицами в уголовном процессе, и в то же время на неотвратимость наказания. То есть, наказание может быть и должно быть после проведения процедуры медиации, но не обязательно в виде лишения свободы. Это могут быть общественные работы, или обязательство сделать что-то полезное для общества (построить собственными силами какой-то объект - детскую площадку, посадить деревья в определенном количестве, участвовать в уборке территории, либо работы на вредном производстве, тяжелый физический труд, и т.д., при этом проживая с семьей без изоляции от общества).

7. Медиация в уголовном процессе должна быть составляющей частью пробационного контроля. В этом случае нужна специальная программа для лиц, работающих в сфере пробации и уголовно-исполнительного наказания. Параллельно, необходимо обучать социальных работников, которые могли бы успешно работать с лицами, над которыми установлен пробационный контроль, с одной стороны, и с потерпевшими лицами, с другой стороны, которые относят себя к уязвимым слоям населения после совершенного против них противоправного деяния.

8. Для работников органов прокуратуры и Министерства внутренних дел программа должна включать в себя вопросы ведения переговоров в кризисных ситуациях («тяжёлые переговоры»), техники работы с задержанным лицом в поисках вариантов возмещения компенсации материального и морального вреда потерпевшему лицу, на изменение психологии, ориентированной на раскаяние перед потерпевшим лицом; работа в группах (командой) для обсуждения вариантов дальнейшего расследования совершенного преступления либо предотвращения его совершения. В данной программе должны изучаться все инструменты профессионального переговорщика для способности урегулирования не столько спорных, сколько конфликтных ситуаций как предупреждение совершения более тяжкого противоправного деяния либо исключения рецидива преступления в дальнейшем. Отсутствие поддержки в развитии медиации со стороны правоохранительных органов объясняется ориентированностью на неотвратимость наказания для лица, совершившего преступление, без учета интересов потерпевшей стороны. Например, в случае кражи, умышленной порчи имущества, уничтожения имущества, в иных случаях хищения либо утраты имущества, а также преступно-небрежного отношения к обязанностям, для потерпевшего, возможно важнее не наказать виновное лицо, а восстановить утраченное или поврежденноё имущество, а также доверие, либо публично услышать признание вины в содеянном, принесение извинения за содеянное или получение материальной или моральной компенсации, либо совершение определенных действий, выполнение определённого вида работ (в том числе и публичных, общественно-полезных и т.д.), которые могли бы быть приняты как компенсация не только материального, но морально-психологического характера. То есть, данная программа должна быть ориентирована на обучение основам медиации восстановительного характера, а также предупреждающего характера как профилактика совершения более тяжкого преступления, как направления профилактики рецидивов преступлений в будущем.

9. Отдельная программа должна быть разработана для ювенальной юстиции, этот раздел может быть ориентирован на восстановительный и предупреждающий подход к подросткам, совершившим правонарушения различной тяжести. Возможно, предусмотреть вопросы взаимодействия и параллельной работы с родителями трудных подростков, попавших в поле зрения правоохранительных органов, а также с родителями детей, которые стали жертвами правонарушений (преступлений).

10. Для нотариусов достаточно знание общих теоретических основ медиации, так как нотариус не является участником гражданского или уголовного процесса, и может проводить примирительные процедуры в отношении лиц, обратившихся к нему за юридической помощью либо участниками нотариально удостоверенной ранее им сделки с целью исключения обращения с иском в суд.

11. Для адвокатов необходимо разработать две профильные программы обучения: первая - для проведения примирительных процедур в гражданском процессе и вторая - проведение примирения, а также участие в процедуре медиации в уголовном процессе. Так, в гражданском процессе с учетом внесенных в действующее законодательство изменений, адвокат в Казахстане имеет право без обращения в интересах доверителя в судебные инстанции, проводить примирительные процедуры, к которым относится и медиация в том числе. Более того, по результатам проведения таких примирительных процедур адвокаты могут в интересах своего доверителя заключить соглашение об урегулировании гражданского правового спора. Данное соглашение в случае его неисполнения (или уклонения от исполнения одной из сторон) может быть рассмотрено в упрощенном (письменном) производстве единолично судьёй без вызова сторон в суд. Для адвоката более важно научиться договариваться с оппонентом, так как профессиональный отпечаток адвоката носит ярко выраженный характер защитника, то есть лица, который борется за справедливость в интересах подзащитного или доверителя при любых обстоятельствах (виновности или невиновности). Таким образом, принцип состязательности сторон адвокатами воспринимается буквально в условиях модернизации судебной системы и ориентированностью на восстановительный подход, как к гражданским правовым спорам, так и к ведению уголовных дел, а медиаторами воспринимается как серьезноё препятствие в развитии медиации в стране. Возможно, имеет смысл ввести специальную процедуру примирения в уголовном процессе с обязательным участием адвокатов, аналогично партисипативной процедуре в гражданском процессе (либо предусмотреть проведение партисипативной процедуры - переговоров между адвокатами в уголовном процессе в рамках уголовного дела) с установлением специального процессуального срока для проведения процедуры. Например, если один адвокат, представляя интересы потерпевшей стороны, настаивает на неотвратимости наказания, то адвокат подозреваемого (или обвиняемого) лица будет настаивать на невиновности своего подзащитного. Налицо конфликт интересов между двумя адвокатами. Если обучать адвокатов в рамках Концепции восстановительного правосудия и ориентировать на нарративный (восстановительный) подход в уголовном процессе, где главным лицом является потерпевшее лицо, а не подозреваемое (обвиняемое), то социальная значимость такого подхода приведет к тому, что каждый из адвокатов будет задумываться: что важнее для его подзащитного (потерпевшего по делу) - наказание подозреваемого (обвиняемого) либо возможность раскаяния и компенсации, то есть удовлетворения сатисфакции в глазах общественности, а самое главное, безопасность и отсутствие элемента мести и агрессии во взаимоотношениях между участниками уголовного процесса. Что в целом скажется на стабильности в отношениях в обществе.

12. В вопросах пропаганды медиации, а также в рамках обучающих программ среди населения в стране необходимо исходить из принципа целесообразности или полезности для общества в целом: предупреждения преступности или рецидива преступлений, раскаяние перед потерпевшим и моральное удовлетворение процедурой восстановительного характера, возможностью компенсировать нанесенный правонарушением (преступлением) имущественный и моральный вред, полезностью общественных работ или обязательством осуществить проект собственными средствами (уборка, строительство, озеленение и т.д.), и самое главное, дальнейшей безопасности потерпевшего лица и членов его семьи.

 

Таким образом, при анализе обучающих программ по медиации в Казахстане, для более успешного развития медиации в уголовном процессе необходимы:

Ø Новая Концепция восстановительного правосудия, которая могла бы быть реализована с участием Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел Республики Казахстан, а также во взаимодействии с Республиканской Коллегией адвокатов и организациями медиаторов (на конкурсной основе).

Ø Новая редакция Правил прохождения обучения по программе подготовки медиаторов.

Ø Специализированные программы по медиации для судей, сотрудников прокуратуры и органов МВД, для адвокатов и нотариусов, как составляющая часть Правил прохождения обучения по программе подготовки медиаторов в новой редакции.

Ø Специализированный курс медиации в уголовных делах объемом не менее 50 академических часов для подготовки высококлассных специалистов, которые в дальнейшем могли бы качественно реализовать Концепцию восстановительного правосудия. Интеллектуальный потенциал специалистов в данной области должен стать генератором в продвижении медиации в уголовных делах.

Ø Создание единой организации медиаторов Казахстана либо государственного органа для координации стандартов и качества обучения, с правом ведения единого реестра медиаторов и тренеров медиаторов, имеющих право обучать основам медиации.

Ø Государственная программа (затратная часть) либо Пилотный проект на период в течение трех лет (менее затратно), когда медиация по уголовным делам будет проводиться за счёт средств гарантированной государством юридической помощи и других источников финансирования (например, международными организациями).

zkadm
Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: