Как Казахстан должен освещать свою помощь другим странам
На днях общественности напомнили, что Казахстан на протяжении уже почти двух десятилетий активно помогает другим странам, и к концу прошлого года совокупный объем подобной помощи достиг 450 млн. долларов США. Однако и сам факт подобной помощи и численные её параметры оказались для многих сюрпризом.
Как выяснилось, названная сумма включает в себя и оказание гуманитарной помощи, и те или иные вложения в проекты, направленные на развитие других стран. И если с первым направлением все в целом понятно, ведь гуманитарная помощь – как правило, разовый или кратковременный перевод средств для преодоления непредвиденных бедствий, то оказание помощи развитию других стран – тема более тонкая и требующая понимания некоторых нюансов.
Поле для совершенствования информационной работы
Именно обсуждение помощи развитию других стран, а точнее «официальной помощи развитию» (сокращенно – ОПР) дало повод задуматься, насколько хорошо сегодня в Казахстане проводится информационная работа на этом направлении.
В начале декабря представители Министерства иностранных дел Казахстана в ходе обсуждения реализации закона «Об официальной помощи развитию» в Сенате Парламента выслушали резонную критику своей деятельности по освещению успехов в деле оказания помощи другим странам.
Председатель Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Сената Дарига Назарбаева отметила, что несмотря на то, что за почти 20 лет Казахстаном по различным каналам было выделено почти 450 млн долларов помощи, осведомленность об этом явно недостаточна.
«Для развивающейся страны, такой как Казахстан, помощь в размере 450 млн долларов – это очень ощутимая сумма. И почему об этом казахстанцы толком не знают и не понимают, что происходит, какая работа проводится и почему и, соответственно, мировое сообщество об этом не проинформировано», - поставила вопрос сенатор.
В целом, с таким подходомсенатора, которая, к слову, с середины ноября возглавляет и Общественный совет по вопросам деятельности МИД, сложно не согласиться.
Действительно, население очень мало знает и ровно так же мало интересуется особенностями оказания Казахстаном тех или иных видов помощи другим странам. И, разумеется, это неправильно и, по большому счету, серьезно девальвирует многие виды оказываемой помощи.
К гуманитарной помощи, это, к примеру, не относится, а вот официальная помощь развитию без должного освещения и без выработки позитивной репутации своих проектов теряет значимую часть собственной эффективности.
С другой стороны, эта тема не столь проста, как кажется. Дело в том, что освещать и при этом делать так, чтобы население «знало и понимало», - вещи совершенно не равнозначные. Также нет готового ответа на вопрос, только ли это задача МИДа или целесообразно подключить и другие структуры. Так, для более детального понимания этого вопроса необходимо разграничить понятия «официальная помощь развитию» и «гуманитарная помощь». Изучение фактов позволяет сделать вывод о том, что значительная часть из этих 450 млн. долларов является гуманитарной помощью, оказанной ранее в разные годы разными ведомствами без общей координации. При этом Закон об ОПР, находящийся в компетенции МИД, был принят значительно позже, а именно в декабре 2014 года и не включает в себя вопросы оказания гуманитарной помощи.
Прежде чем выяснить, что не так со сложившейся информационным сопровождением оказания Казахстаном помощи другим странам, прежде всего стоит вкратце рассмотреть, в чем сегодня подобная помощь заключается.
В чем особенности ОПР
Итак, как уже было отмечено, гуманитарное направление оказания помощи – процесс, который практически невозможно планировать, здесь помощь чаще всего идет просто ради помощи, для того, что страны, пережившие то или иное бедствие, могли быстрее с ним справиться.
Помощь развитию работает по принципиально иным законам. Во-первых, это тщательно планируемые и просчитываемые вложения в будущее развитие других государств. Причем, выгоду от таких вложений должны получает и государство-получатель, и государство-донор.
Во-вторых, это не всегда материальная помощь и не всегда можно измерить ее процесс и результаты в денежном выражении. Так, сложно перевести в деньги, к примеру, обучение или проведение тренингов, те или иные социальные проекты. Казахстан сейчас идет именно таким путем, так что рассказать об ОПР с помощью простой статистики не удастся.
В-третьих, это не всегда безвозмездное вложение средств. ОПР вполне может оказываться в виде кредита. Обязательным условием в данном случае является наличие не менее 25% грантовой, или невозвращаемой, составляющей и очень низкие процентные ставки. При этом подобные вложения чаще всего имеют долгосрочный характер.
И, что важнее всего, успешность проектов ОПР измеряется не только достижением поставленных целей в развитии других стран, но и достижением внешнеполитических целей государства, оказывающего помощь. Сюда входят и усиление влияния, и рост так называемой «мягкой силы», и обеспечение стабильности ситуации в зоне своих интересов, и поддержка тех или иных групп населения.
Поэтому, если освещение оказания гуманитарной помощи чаще всего будет разовым или очень недолгим, то освещение ОПР должно проходить в совсем ином русле. Здесь имеет смысл давать информацию на разных этапах проекта и в зависимости от этого делать акцент на тех или иных достижениях. Однако рассуждать об этом абстрактно не имеет смысла, гораздо удобнее будет сразу посмотреть на вопрос с позиций текущего положения дел с казахстанской ОПР.
Апробация ОПР
Казахстан в первые годы после обретения независимости был получателем помощи от других стран, однако впоследствии, получив экономическую устойчивость и, что немаловажно, усилив внешнеполитические амбиции, уверенно перешел в разряд государств-доноров, оказывая разного рода помощь, в первую очередь, государствам Центральной Азии, и – в намного меньших объемах – другим странам.
Что касается ОПР, то начальной вехой ее становления в Казахстане можно считать 2013 год, когда была утверждена «Концепция в сфере официальной помощи развитию», а в составе Министерства иностранных дел было выделено специальное подразделение (в ранге управления), занимающееся вопросами, связанными с ОПР.
В декабре 2014 года был принят закон «Об официальной помощи развитию», в котором была заложена основа системы ОПР. Согласно этому закону осуществление помощи развитию возложено на Министерство иностранных дел, а также оператора в сфере ОПР, которым должно стать пока ещё не созданное Казахстанское агентство содействия международному развитию с рабочим названием KazAID.
С 2015 года Казахстан активно включился в работу Организации экономического сотрудничества и развития (сокращенно - ОЭРС) и сейчас работает в статусе «приглашенного» в Комитете содействия развития этой организации, что означает полноценное включение в международную систему оказания ОПР.
С начала текущего года, после принятия Указа Президента РК «Об утверждении основных направлений государственной политики в сфере ОПР на 2017-2020 годы», окончательно определены географические и секторальные приоритеты, а также формы и механизмы финансирования в области официальной помощи развитию.
Так, в качестве стран, которым Казахстан намерен оказывать помощь в первую очередь, названы государства Центральной Азии и Афганистан. Что касается секторальных приоритетов, то здесь акцент сделан на социальное развитие, управление государственными ресурсами и региональное развитие.
В ближайшие два года осуществлять ОПР, согласно определенным направлениям, Казахстан намерен в форме проектов, по-первых, в виде оказания консультаций, передачи ноу-хау и проведения семинаров, а во-вторых, в виде инфраструктурных проектов. Последние будут сосредоточены на строительстве новых или реконструкции существующих объектов в приоритетных секторах.
Сегодня основными партнерами Казахстана в области оказания ОПР стали ПРООН и Япония. Япония, к слову, один из мировых лидеров в сфере ОПР с более чем полувековым опытом деятельности на этом направлении.
Проекты ОПР
Совместно с МИД Японии и ПРООН с 2016 года Казахстан реализует свой первый полноценный проект в сфере ОПР, направленный на оказание помощи развитию Афганистана. И для Астаны, помимо достижения очевидных целей, связанных с развитием Афганистана, этот проект важен также и в плане наработки необходимого опыта и навыков оказания ОПР.
«Афганский проект» направлен на повышение экономической самостоятельности афганских женщин, задействованных в сфере государственного управления, здравоохранения и образования. Реализация проходит в форме консультаций и семинаров, что кстати, неплохо дополняет действующую программу по бесплатному обучению 1000 афганских студентов в ВУЗах Казахстана.
Второй пилотный проект Казахстана направлен уже на помощь развитию центральноазиатских государств. Проект заключается в повышении уровня знаний фермеров и специалистов сельского хозяйства стран Центральной Азии в вопросах инновационных технологий водо- и энергосбережения. Задача решается совместно с Представительством ПРООН в Казахстане и Израильским Агентством по международному сотрудничеству MASHAV.
В течение всего срока реализации этих проектов параллельным процессом идет обучение и повышение уровня знаний о всех тонкостях ОПР у казахстанской стороны. Так, к примеру, в начале декабря казахстанские специалисты в области ОПР посетили штаб-квартиру Японского агентства международного сотрудничества (сокращенно - JICA) и Токийский международный центр по вопросам ОПР, где были проведены консультации по общим вопросам развития системы ОПР в Казахстане, а также по ходу реализации «афганского проекта».
Месяцем ранее, в ноябре, делегация Казахстана побывала в Таджикистане, где совместно с Представительством JICA и ПРООН в Душанбе обсудила возможные совместные проекты в Таджикистане. Делегация посетила Хатлонскую область, которая считается наименее развитым регионом Таджикистана, где эксперты ознакомились с реализованными проектами JICA в области социального обеспечения, развития дорожной инфраструктуры, медицинского обслуживания и водоснабжения. В частности, они посетили школы, гидроэлектростанции и поликлинику, построенные на средства японской программы ОПР.
Вообще, сегодня наблюдать за становлением системы ОПР в Казахстане не менее интересно, чем за ходом реализуемых проектов. Причем, то, что внедрение проектов предшествует организационному оформлению официального оператора, можно считать показателем очень серьезных намерений Астаны. Да и в целом, разработка и принятие норм, определяющих и регламентирующих ОПР в Казахстане, - это гигантская работа, не имеющая, кстати, аналогов на постсоветском пространстве.
Но, факт остается фактом, обо всем этом действительно мало кто знает…
Значение освещения
Прежде чем разобраться с вопросом, что и как освещать в рамках сообщений об оказании помощи другим странам, примем за данность два очевидных положения: во-первых, такое информационное освещение необходимо и, во-вторых, сделать его интересным очень сложно.
Что касается необходимости, то это нужно, в первую очередь, потому, что на те или иные виды помощи направляются все же бюджетные средства. Как представляется, сегодня любой гражданин Казахстана с ходу назовет несколько, на его взгляд, важнейших объектов внутри страны, куда неотложно можно направить «лишние» средства. Поэтому сообщать населению, на что именно тратятся ресурсы и зачем это делается, принципиально важно. И если с ОПР финансовые расходы пока минимальны, то всем другим видам помощи этот фактор очень значим.
Кроме того, информационная работа по оказанию помощи другим странам необходима еще и в силу ее вклада в формирование образа страны. И вот здесь ОПР – при правильной подаче – способна превзойти другие виды помощи. Суть официальной помощи развитию – это, следуя формулировке закона, помощь, безвозмездно либо на льготной основе оказываемая Республикой Казахстан стране-партнеру в целях содействия социально-экономическому развитию страны-партнера и повышению благосостояния ее граждан. Причем, если гуманитарная помощь, это помощь, нацеленная на преодоление последствий тех или иных чрезвычайных обстоятельств, то помощь развитию – это вклад в будущее процветание. Разница огромна, хотя эффект в последнем случае всегда идет с определенной задержкой.
Знать и понимать, чем и как помогает наша страна другим государствам, - это очень важный этап в формировании национального самосознания. Казахстану и казахстанцам в международных отношениях надо чувствовать себя не только успешной, гостеприимной или динамично развивающейся страной. Не менее ценно знать, что твое государство готово помогать и делиться своими достижениями, брать ответственность за развитие региона, на практике содействовать благополучию населения и в других странах. Именно так формируется гордость за свою страну.
Сложности освещения
Если говорить о сложностях в освещении темы оказания помощи другим странам и, в первую очередь, ОПР, то надо понимать особенности этих процессов.
Так, оказание ОПР в виде тех или иных проектов проходит как правило в несколько этапов и, скажем, на стадии разработки и планирования освещение вряд ли будет интересным, да и вряд ли вообще возможным.
На стадии внедрения проекта, когда идет осуществление конкретных мероприятий, распределение ресурсов, становятся видны реальные измерения, работа со СМИ становится обязательной. Еще более важным это взаимодействие становится на этапе завершения и подведения итогов проекта. Причем, рассказывать следует не только о конкретных достижениях и эффектах для получателей помощи, но и о том, как проект повлиял на те или иные отрасли в странах в целом, какая сложилась репутация у самого проекта и государства, его продвигавшего, каковы шансы на повторение и т.д.
Если переводить на конкретику и применять все это к казахстанским реалиям, то прежде всего надо заметить, что с задачей освещения ОПР, на взгляд автора, Министерство иностранных дел в целом справляется. Своевременно публикуются пресс-релизы, все встречи, консультации и проекты, равно как и проводимые мероприятия, получают освещение в прессе.
Другое дело, что как правило, вне зависимости от того, как часто публикуется подобная информация, обращать на нее внимание и запоминать вряд ли будут. Просто потому, что люди пока не очень понимают, в чем здесь важность, да и трудно пробиться через сухость информационных сообщений.
Так что проблема не совсем в информационной работе МИДа. Дело в том, что сообщения об оказании помощи в принципе довольно сложно сделать актуальными и запоминающимися. Прямого отношения к жизни казахстанцев они не имеют и, соответственно, чтобы вызвать интерес и «зацепить» людей, нужно делать акцент не на подписании документов и даже не на статистике, пусть сами цифры выглядят очень впечатляющими.
Акцент, как представляется, следует делать на реальных делах и достижениях. Людям нужны истории, способные вызвать эмоции и отклик. И вот в рамках подобных историй сведения о затраченных средствах, особенностях проведения проектов будут очень уместны. Но главное, все же не в этом.
Если говорить о проектах ОПР Казахстана, то населению очевидно намного интереснее будет узнать истории конкретных афганских женщин, которым помог продвигаемый сейчас проект. Точно также с огромной вероятностью найдут отклик и истории фермеров из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, которые смогли сделать свое хозяйство более рациональным и выгодным. Узнать о реальной пользе и о благодарности населения за оказанную Казахстаном помощь – вот что собственно и придаст в глазах казахстанцев смысл всей проводимой работе.
Казахстанские проекты пока находятся на стадии реализации, а начальные этапы, как уже говорилось, не слишком подходят для интересного освещения. Но все же уже подходит то время, когда можно будет увидеть конкретные результаты и узнать те самые истории, которые сделают тему помощи другим странам близкой и понятной для казахстанцев.
И, кстати, подобные новости способны внести не меньший вклад в модернизацию национального сознания, чем специально создаваемые фильмы и ролики. Просто потому, что вера и благодарность тех, кому ты помог, всегда меняет помогающего в лучшую сторону.
Татьяна Каукенова, Алматы