Министр Ермекбаев: В законопроекте нет ни слова о хиджабе, парандже, бороде, штанах
Поправки в закон о религии предусматривают запрет на ношение предметов одежды, закрывающих внешность. Связано ли это напрямую с религией, сбривать ли теперь всем бороды? В интервью телеканалу «Хабар 24» министр по делам религий и гражданского общества РК Нурлан Ермекбаев дал развернутые ответы на эти и другие вопросы, сообщает Zakon.kz
По словам министра, такие утверждения являются заблуждением. «В законопроекте ни разу не упоминаются такие слова как «хиджаб», «паранджа», «никаб», «борода», «штаны». Таких слов вы там просто не найдете, - подчеркнул он. - В законе говорится о запрете на ношение предметов одежды, закрывающих внешность. Это не связано напрямую с религией, речь идет о любых предметах, таких как, например, маска, балаклава, повязка и поэтому эта норма попадает в закон о профилактике правонарушений».
Это вводится с целью обеспечения общественной безопасности, пояснил он и напомнил, «много случаев было, когда, например, грабят банки, обменные пункты в масках и потом невозможно идентифицировать лица, в том числе есть угрозы экстремистского и террористического характера».
Что касается бороды и укороченных штанов, то, по его словам, в законе говорится о недопущении демонстрации признаков деструктивных религиозных течений. «Как правило, в законе не детализируется такие признаки подробно, они будут расписаны в подзаконном нормативно-правовом акте на основании экспертизы, заключения специальной комиссии экспертов», внес ясность глава ведомства. Возможно, там будут определены какие-то такие признаки, как нехарактерная или характерная для деструктивных течений борода, или какие-то признаки одежды. Но все это будет рассматриваться в комплексе с мировоззрением, с приверженностью к тем или другим религиозным течениям, поэтому в закон впервые вводится понятие или дефиниция «деструктивное религиозное течение».
Стоит ли теперь гражданам, носящих длинные бороды, опасаться нового закона и полностью брить лицо?
- Ни в коем случае, никто не посягает на свободу человека одеваться так, как ему хочется, отращивать какую-то растительность на лице, - говорит министр. - Эти меры будут применяться точечно, выборочно к последователям деструктивных религиозных течений.
В обществе в целом сформировалось негативное отношение к религиозному радикализму, экстремизму, к деструктивным религиозным течениям, поэтому регламентация внешних признаков, внешних атрибутов это лишь маленькая, но важная часть работы, подчеркнул министр.
- Нам поступают жалобы от многих граждан, которые, выехав в некоторые наши области, например, на запад страны, приезжают и говорят: «Я чувствую себя так, как будто попал в какую-то зону племен, какое-то средневековое исламское государство, в котором ходят люди в таких вот характерных для других стран укороченных штанах, бородах, которые неправильно толкуют, неправильно понимают нормы и ценности ислама, и они оказывают негативное психологическое воздействие на других людей», - говорит Нурлан Ермекбаев. - Поэтому люди сами просят принять меры в отношении такой публичной демонстрации пренебрежения к нашим законам, к нашим национальным, культурным, историческим ценностям.
Те, кто не понимает значения внешних атрибутов деструктивных религиозных течений, недооценивают суть самого вопроса, проявляют близорукость, когда за деревьями человек не видит леса, считает Нурлан Ермекбаев. По его мнению, речь сейчас не стоит только о демонстрации каких-то внешних признаков одежды, вопрос стоит о цивилизационном выборе. «На протяжении веков ряд государств могли тратить огромные финансовые средства на защиту своих национальных ценностей, суверенитета от какого-то гипотетически военного врага, закупать какие-то огромные современные вооружения, но при этом незаметно теряли свою национальную идентичность, свою культуру и постепенно свой суверенитет, то есть ассимилировались с другими», добавил министр.
Торгын Нурсеитова