Не менее 60 млрд тенге «Самрук-Казына» не доносит в бюджет ежегодно
Иногда важнейшие для страны темы остаются нераскрытыми, а информация неуслышанной. Так и случилось с интервью управляющего директора ФНБ «Самрук-Казына» Алишера Пирметова. Текст вышел в самый разгар обсуждений трагедии в Кемерово, когда внимание было привлечено к жертвам и пострадавшим от пожара в «Зимней вишне». Хотя, для Казахстана темы, поднимаемые в беседе, имеют важное значение и вот почему.
Скандал вокруг велокоманды команды «Астана», которую уже много лет подряд спонсируют за счет средств «Самрук-Казына», начался с заявления генерального менеджера Александра Винокурова о том, что клуб испытывает финансовые трудности, спортсмены не получили зарплату, а спонсор намерен перекрыть канал финансирования. Прикормленные журналисты и блогеры в один голос стали требовать от руководства «Самрук-Казына» не прекращать финансирование и рассказывать, какую фантастическую пользу приносят велосипедисты родине.
Споры поменяли свою полярность 28 февраля, когда в сети была опубликована сетка зарплат в Astana Pro Team. Представитель велокоманды Дина Ибраева, являющаяся директором по маркетингу и коммуникациям, в своих комментариях СМИ опровергла информацию, зато, видимо по наивности, сообщила другие важные сведения. По ее словам, бюджет велокоманды 17 миллионов евро в год, то есть около 6,8 миллиарда тенге. Эта цифра вызвала сомнения, но заставила задуматься, во сколько обходится Astana Pro Team в целом. Ведь есть футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, единоборства, команда автоспорта и даже поло. Во сколько обходится вся эта махина, никто не знает.
Дров в огонь сомнений подкинул «Самрук-Казына». Стандартная отписка пресс-службы дала представление о суммах, которыми оперируют чиновники профессиональной команды. Так, нам сообщили, что Фонд направил 13 февраля 5 миллиардов тенге и это только первый транш, а дальше все пойдет по расписанию. Как оказалось, «Самрук-Казына» изменил правила финансирования, и теперь будет перечислять деньги в некий Корпоративный фонд поддержки индустрии туризма и спорта, который контролирует Министерство культуры и спорта. А дальше - это просто процесс сложения вычитания и сравнения.
Благодаря этим всем этим данным удалось посчитать, каков приблизительный бюджет, выделяемый на спорт фондом национального благосостояния. По нашим оценкам, это было около 10 миллиардов тенге в квартал, в год получалось около 100 миллионов евро. И мы оказались абсолютно правы.
«На все спортивные проекты ежегодно «Самрук-Казына» тратит до 40 миллиардов тенге». Это слова управляющего директора ФНБ «Самрук-Казына» Алишера Пирметова. «Вы знаете, что клуб «Астана» — это одноименные команды велоспорта, футбола, баскетбола, хоккейный «Барыс», по боксу и мотоспорт. В целом им в этом году и в прошлом мы выделяли по 28 миллиардов 300 миллионов тенге».
При этом все эти годы нам говорили, что клуб «Астана» финансируется «Самрук-Казына» для рекламы, но как оказывается и это не так. «Думаю, что это нужно для страны. Нужны бренды, через которые мир узнает о нашей стране, проявляется интерес в туристическом и инвестиционном плане. Но для нашей группы компаний PR-эффект незначительный. С этим я согласен», - говорит все тот же Пирметов. Получается, что спортивные чиновники от профессионального спорта лгали, а значит, нужен крупномасштабный аудит средств, потраченных за эти годы. Например, только Astana Pro Team за 13 лет существования израсходовала на свои нужды более 150 миллионов евро. Что мы получили взамен?
В интервью телеканалу КТК известный в прошлом велосипедист, а ныне владелец велокоманды «Байконур» Андрей Кашечкин сказал об Astana Pro Team: «Команда уже на протяжении 13 лет спонсируется 100% из бюджета страны. На самом деле это уникальный проект и уникальный спонсор. В мире нет ни одной команды, которая спонсировалась бы за счет государства». Теперь мы хотим знать, на что их потратили.
Далее, в эксклюзивном интервью газете «Время» Пирметов предлагает пояснить логику последних решений, в частности, передачу контроля над деньгами, выделяемыми на профессиональный спорт МКС: «Думаю, что сейчас, когда страна экономит каждый тиын, это будет сделать несложно. «Самрук-Казына» — это не бездонный кошелек, но, к сожалению, именно такое отношение к фонду сложилось в последние годы. И мы говорим в целом о профессиональном подходе. Ну, сами посудите, чтобы вести правильный учет тех самых 40 миллиардов тенге и заниматься спортивным менеджментом, нам нужно изыскивать дополнительные ресурсы в виде профессионального штата и его содержания, платить им хорошие зарплаты, содержать офис и платить налоги. То есть для 40 миллиардов нужны еще десятки миллионов в год дополнительно, когда рядом есть целый государственный орган, который и так курирует работу спортивных организаций и обязан о них заботиться».
Есть ощущение, что с приходом Есимова в «Самруке» начал появляться здравый смысл, а еще мы получили в распоряжение дополнительную информацию, что управление спортивным направлением не входило в 40 миллиардов и обходилось стране в копеечку. Сложно предположить в какую, но судя по структуре и качественному составу управляющей компании, речь шла не менее чем о 3-5 миллиардах тенге. Наверное, именно поэтому параллельно поднят вопрос о закрытии такой дочерней структуры, как Samruk Trust. Именно она управляла деньгами, выделяемыми на профессиональный спорт, как, впрочем, на благотворительность. Кстати, сумма таких траншев не менее велика. Так, по словам управляющего фондом, на благие намерения тратится 14,9 миллиардов тенге в год.
Таким образом, на спорт и благотворительность Самрук тратил фантастические средства. В 2017 оценочный объем таких социальных невозвратных инвестиций, проще говоря, денег которых не досчитался бюджет – около 60 миллиардов тенге. И это, не считая откровенно провальных проектов типа Qazaq Air, который за первые полтора года обошёлся фонду в 14 миллиардов тенге.
Что мы вправе ждать от руководителя «Самрук-Казына»? Первое, нужен аудит средств, потраченных донором, и впоследствии отчет как перед правительством, так и перед гражданами. Нужно оценить эффект, который дали подобные инвестиции. Например, есть ли рост туристской активности, благодаря участию спортсменов в соревнованиях. То, что узнают майки на блогерах, не в счет. Возможно, были инвестиции в Казахстан, сделанные благодаря участию спортсменов. Нужно снять вопросы о коррупции, например, когда все, включая бухгалтеров, ездят болеть за команду за счет государства. Ну, и конечно, мы ждем не только прекращения финансирования проектов в обход бюджета, а значит, полноценного учета, но и закрытия всех компаний, приносящих убытки, причем немедленного. В стране есть куда потратить деньги, помимо иностранных спортсменов.