Стала известна возможная причина аварии на Байконуре
Из достоверных источников, близких к космической промышленности, стали известны подробности происшествия с ракетой-носителем "Союз-ФГ" и с кораблем "Союз МС-10", на борту которого находились космонавты Алексей Овчинин и астронавт Ник Хейг, - утверждает казахстанский блогер Денис Кривошеев, сообщает Zakon.kz.
На 122 секунде, насколько я понял, с незначительным опозданием, начали отделяться разгонные блоки, состыкованные с первой ступенью, на жаргоне их называют "морковки". Три разгонных блока отделились нормально, осталась одна, у которой не сработал один из замков, в конечном итоге не давший ей отделиться. Он начал, с одной стороны, закручивать ракету вокруг своей оси, а с другой, начал бить по первой ступени. Судя по всему пробил ее, - пишет Денис.
Начало выливаться топливо. Все, это разумеется, происходит за секунды. В это же время, аварийный сигнал поступает в кабину, и космонавты принимают решение об отделении от разгонного блока, то есть, проще говоря, катапультируются.
Система надежна и позволяет полностью контролировать ситуацию, даже во внештатных ситуациях.
И так, аварийный блок отделяется и спускается на землю - где-то в 50 километрах от Жезказгана, но падает необычно. Из-за неровной местности, капсула переворачивается и "ложится" на люк. В это время из центра слежения полетов вылетает самолет со спецотрядом. Находят капсулу с космонавтами и с помощью парашютов спускаются и берут место под охрану. Позже вылетают вертолеты со специальным оборудованием и специалистами, которые помогают перевернуть лежащую на люке капсулу.
Сейчас на месте работают все спасательные службы, включая службу экологического регулирования со стороны Казахстана. Они проверяют окружающую среду на предмет загрязнения. Насколько мне известно, оставшиеся ступени упали в расчетной зоне - в радиусе 200 километров от Жезказгана. Это тоже говорит о том, что система сработала надежно и опасности для рядовых граждан никакой нет.
Разумеется, космонавты - герои. Они каждый раз идут на огромный риск, и даже надежность систем не дает гарантий, что они не будут подвергаться опасности. Если верить источникам, то похожая ситуация случилась и с Discovery - там тоже пробило топливный бак, и это привело к взрыву. Хотя, конечно, надо делать скидку на разницу в конструкции космических кораблей.
Безусловно, космические запуски - очень важная сфера, в которой работает Казахстан. Сейчас идет новый виток гонки технологий, в котором выясняется, кто же будет контролировать космос через 10-15 лет. Мы тоже волею судьбы участвуем в этом соревновании между государствами, пусть и не на равных условиях. Тем не менее у нашей страны есть допуск к высоким технологиям, которым могут похвастаться далеко не все развивающиеся страны. Аварии, безусловно, случаются везде, это нормально. Тем более есть эффект недофинансирования, космос не является первоочередной сферой, куда Российская Федерация вкладывает деньги на основе приоритета. Он, конечно, не финансируется по остаточному принципу, но все-таки у государства нет такого количества средств.
Казахстану тоже не следует отказываться от космической программы, мы зависим от нее, особенно во время разворачиваемого проекта цифровизации.