Семья едва не утонула на сельской дороге. Виноватых не нашли
Авария в Шортандинском районе Акмолинской области едва не стоила жизни целой семье с двумя маленькими детьми. Как позже выяснилось, дорогу перед машиной выкопали по распоряжению местного акимата намеренно, проводя противопаводковые мероприятия. Перед размытым участком не было никаких предупредительных знаков, а потому автомобиль сорвался в пропасть и начал тонуть. Спастись удалось всем, однако от удара отец семьи сильно повредил ногу, из-за чего остался инвалидом, остальные члены семьи до сих пор пребывают в шоковом состоянии. Уже больше года Владимир Кришневский пытается добиться справедливого расследования, однако уголовное дело было прекращено по непонятным обстоятельствам, а руководство региона так и осталось ненаказанным. Zakon.kz выяснил все подробности аварии и ее последствий.
Авария произошла вечером 26 августа 2017 года. Семья из четырех человек (муж, супруга и две несовершеннолетние дочери) выехала в посёлок Оксановка, Астраханского района, чтобы проведать родственников. За рулем автомобиля находилась женщина, на заднем сидении расположились две дочери 11 и 7 лет. Владимир пояснил, они ехали по хорошо известному маршруту, которым пользовались регулярно. Дорога до пункта назначения пролегала через посёлок Пригородное, Шортандинского района, Акмолинской области. Однако никто из членов семьи не подозревал, что дорога по их маршруту уже несколько месяцев была частично уничтожена. Далее история со слов Владимира Кришневского.
Как спастись ночью из тонущего автомобиля
- После поселка Ерофеевка мы выехали на грейдер, ведущий в Пригородное. Хороший такой, уверенный грейдер, со следами активного использования этого участка. Проехав метров 300-400 дороги просто не стало, дорожное полотно резко прервалось, и машина полетела вниз. Машина ударилась о воду и стала тонуть. Открыть дверь изнутри не получалось. Отстегнувшись от ремня безопасности, попытался отстегнуть супругу, но замок ремня заблокировался, пришлось перекидывать через неё, теряя драгоценное время. Вода прибывала. Попытка открыть дверь, разбить стёкла руками и ногами ни к чему не привели. Тем более с болтавшейся ногой, которая была сломана в результате падения. Перелез к детям на заднее сиденье с попыткой там открыть дверь (подумал, что после удара передние двери зажаты из-за деформации кузова). Вода уже подобралась к крыше, внезапно, на задней двери я нащупал, что стекла открыты. Выскочив из заднего окна авто, потянул за собой ближайшего - старшую дочь и посадил на крышу машины. Несколько раз "хлюпнув" машина полностью ушла под воду, а там ещё младшая дочь и супруга! Со второй попытки удалось "нащупать" и схватить младшую за ручку и также разместить на крыше. Нырнул за супругой, но её уже в машине не было. И только по пузырям и разводам на воде я определил ориентировочное место её нахождения и нырнув, почувствовал в руке ткань, схватил и начал выталкивать ее вверх, к поверхности. Затем ещё и ещё, стараясь подплыть ближе к машине. Ухватился за релинг и поднял на крышу. С противоположной стороны с крыши соскальзывает и уходит под воду младшая - я за ней, с другой - супруга. В итоге все сидим на крыше, которая скрыта под водой на полметра. Оставаться на крыше машины в полной темноте было опасно, может, она бы дальше продолжила погружаться. На фоне луны увидел отвесный берег и поплыл искать выход к берегу. Далее переправа до ближайшего пологого участка берега. Ни супруга, ни дети плавать не умеют. Переправлял сначала младшую, затем старшую, потом супругу.
Все, что осталось от автомобиля после аварии
Далее подъём по отвесному берегу, высотой около двух метров. Стоять не мог - нога болталась в голеностопе как тряпка. Забрался наверх, цепляясь за траву, затем поднял детей и супругу. После подъёма пополз вверх к дороге. Решив с супругой, что я уже никуда не смогу идти из-за ноги, остался на берегу с детьми, а она пошла искать помощь.
Земля слабо грела, детей начало трясти от холода. Пытаясь их согреть, младшую дочь положил на себя, а старшую - рядом на землю, прижав к себе. Положив малую на себя, почувствовал тепло, стекающее по мне, в области груди младшей дочери. Словами не передать, какие мысли пролетели у меня в голове! Опершись рукой об землю, я окликнул "малую", приподнял её, а она, глядя на меня, прижимала мокрого плюшевого "оленёнка"! Мне казалось, что поседел за несколько секунд. Следующая главная мысль – согреть детей! "Папа, не вставай, мне холодно!", - просила дочь. Снял свою футболку и отжал её, надел, однако стало еще холоднее. Затем лёг на землю и сквозь тряску, пытаясь согреть детей и отдать им всё свое тепло, просто расслабился, принимая холод на себя.
Когда через час на противоположном берегу показался свет фар, я уже физически не мог встать. Попросил старшую подняться, чтобы нас увидели.
Дорога была размыта несколько месяцев
Из машины вышла супруга и женщина, которая была за рулём. Детей укутали в одеяло, помогли дойти до машины. Колотило довольно долго от холода и произошедшего. Нас отвезли к местному фельдшеру, где нас уже ждали и встретили, помогли мне дойти до дома, обработали мне ноги и вкололи обезбаливающее. Переодели, напоили горячим чаем! За что огромное человеческое спасибо жителям поселка Пригородное! Попытки дозвониться до местной администрации, акиму поселка Пригородное Пестрюге Н.Л. ни к чему не привели. Телефон был отключён. Как потом выяснилось, её не было на месте, она отдыхала в Боровом, а местный участковый капитан Жинов В.П. просто не брал трубку! Приехали родственники с "Оксановки" и забрали нас. Меня в четыре часа утра повезли в Астраханку и оказали первую помощь, наложили гипс. Утром осмотрел хирург и выписал направление по месту жительства в НИИ "Травматологии и ортопедии".
Травма была очень серьёзная, проводились неоднократно консилиумы, только через 10 дней мне сделали первую операцию, затем, 7 июня 2018 года, вторую. Несмотря на две операции, я до сих пор на инвалидности. Не могу полноценно передвигаться.
Машина ушла под воду в считанные минуты
К чему привело расследование
Расследование ДТП прекратили, несмотря на многочисленные жалобы. Решающим основанием стал тот факт, что указанная дорога не предназначена для общего пользования, а используется лишь для обслуживания плотины. Как факт - отсутствие уголовного правонарушения и прекращение дела. Страховая компания также решила, что раз нет второй стороны - ответчика, то и компенсации пострадавшие не получат. Самим Кришневским предложили требовать компенсацию с акимата или дорожных служб. О дальнейших проволочках в расследовании рассказывает Владимир.
- Утром супруга созвонилась с участковым и уже к семи часам была на месте ДТП. Участковый появился к десяти. Супруга написала заявление. Она была уверена, что он принимает заявление по факту ДТП, так как на месте участковый подтвердил, что заявление будет зарегистрировано и делу будет дан ход. 28 и 29 августа 2017 года на мои звонки относительно вопросов по поводу описи и замеров участка ДТП отвечал скользко, что для этого требуются представители и криминалисты с поселка Шортанды. С 30 августа по 4 сентября участковый перестал брать трубку. 4 сентября 2017 года, дозвонившись уже в дежурную часть Шортанды, узнали, что это "ваш несчастный случай" и никакого заявления не зарегистрировано. Позвонили в прокуратуру Шортанды и объяснили ситуацию, нам ответили, что мы можем приехать и написать заявление в местное РУВД Шортандинского района. 14 сентября 2017 года заявление было зарегистрировано за №1752 и "принято во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на признаки уголовного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 353 УК РК (Нарушение действующих на транспорте правил) и данный факт подлежит регистрации в ЕРДР №171168031000379 от 15 сентября 2017 года".
Дело было закреплено за дознавателем К.Б. Сабыровым, который, неизвестно - намерено или нет (может, кто-то свыше не "давал ход") - затягивал дело. То он в командировке, то нет автотранспортного средства доехать до места ДТП. Пытаясь помочь ему, мы предоставляли транспорт и деньги для передвижения по городу Астана в судмедэкспертизу, но дело затягивалось. Наше автотранспортное средство дознаватели просили оставить на месте ДТП для экспертизы. И хотя машина была до октября на месте, никакой экспертизы проведено не было! Аким поселка Пригородное просила о встрече через сторонних лиц. Супруга встретилась с акимом Натальей Пестрюга, которая сказала: "Данный водоем принадлежит некоему депутату Бекишеву и он отвечает за этот участок".
Из материалов уголовного дела выяснили, что данный участок находится на балансе "Аппарата акима Пригородного сельского округа", согласно решению Шортандинского районного суда № 2-334/2013 от 11 сентября 2013 года. Из того же дела следует, что 13 апреля 2017 года комиссией Шортандинского акимата было принято решение о разрыве участка "дамбы" в связи с паводком. На решении стоит подпись заместителя акима Шортандинского района А.К. Каиржанова, но нет подписей тех, кто принимал участие, в том числе руководителя ГУ "Отдел ЖКХ, ПТ и АД" А.М. Кашикова, под чьим руководством, судя по материалам следствия, проводились земельные работы. Из заключения следует, что разрыли участок и огородили ленточками опасную зону еще в апреле. В связи с паводком по август участок был разрыт и размыт. Однако, со слов местных сельчан: "не прошло и недели, как этих ленточек не стало".
Только после аварии местные власти приняли экстренные меры по устранению опасного участка. Поставили ограждение и менее чем за две недели засыпали, хотя в официальном ответе пострадавшим было указано, что даже на предупреждающий знак денег в местном бюджете не было.
В итоге на единственной дороге в данной местности была вырыта яма без предупреждающих знаков, которая просуществовала пять месяцев до момента трагедии. После ДТП в течении двух недель яма была ликвидирована. Эта дорога ведет к посевным полям, которые относятся к поселку Пригородное ,и единственный проезд к ним осуществляется как раз через этот участок дамбы.
В середине ноября нас пригласили для ознакомления с материалами уголовного дела. В тот момент было очень много сторонних документов в деле, видимо, для объёма. В Шортандинском РОВД нам сообщили, что данный уголовный материал готовится к закрытию. Нам не дали снять копии материалов дела. Также в деле заметил много недочетов - есть исходящие номера письма, но нет входящих, которые регулировали установку знаков, нет карты принадлежности этого участка.
19 января 2018 года я написал заявление и отправил по почте в прокуратуру Шортандинского района. В конце января мне позвонили с прокуратуры Шортандинского района и пригласили на приём к заместителю прокурора района 5 февраля 2018 года. Только там я узнал, что дело закрыто. Из материала уголовного дела исчез DVD-диск с фото и видео фиксацией места ДТП во время, и после того как закопали участок. Кстати, участок был зарыт за две недели. Получается, на знак денег не было, а на зарыть, привезти более 200 КАМАЗов земли, - нашли! Получили ответ с прокуратуры района от и.о. прокурора района Алмаса Жаксыбекова - "оснований для удовлетворения изложенных доводов не имеется" и "в случае несогласия вправе обжаловать в суде, либо вышестоящую прокуратуру".
Далее письмо в областную прокуратуру Акмолинской области - ответ заместителя прокурора области Малахова был циничным, было очевидно, что он не ознакомлен с материалами дела. В ответе говорилось, что "Двигаясь по бездорожью (ещё раз отмечу - дорога рукотворная, грейдерная) в направлении Оксановки, на автомашине марки Lexus, допустил опрокидывание автомашины в яму, образовавшейся из-за паводков". Но ведь по результатам комиссии следует, что её раскопали.
В первое время многие жители поселка Пригородное заверяли нас о свидетельствовании с их стороны о данном факте ДТП и про яму, но чем дальше шло время - перезванивали и отказывались от показаний в обмен на разрешение акимата косить сено возле села. Сейчас я на инвалидности и готовлю заявление в суд района о неполноте уголовного дела. Согласно письма от акимата Шортандинского района, в 2017 году в местном бюджете не было средств на "стационарный" знак. Однако яма была зарыта за две недели после ДТП, то есть кто-то же отвечает за этот участок? Тогда кто его зарыл? И почему нужно было столько ждать? В чем было основание для закрытия дела?
Что происходит в жизни Кришневских сегодня
Как итог, семья Кришневских даже спустя год переживает последствия той аварии. Обе дочери Владимира получили психологическую травму, теперь они боятся воды, плохо спят по ночам. Супруга Владимира до сих пор борется с последствиями полученного шока. Единственный автомобиль семьи не подлежит восстановлению. Владимир Кришневский получил инвалидность, как следствие - частично утратил трудоспособность.
Дело еще не окончено. 24 октября Владимира Кришневского пригласили в Генпрокуратуру. Пострадавший в ДТП мужчина посредством видеоконференции поговорил с прокурором Акмолинской области. Прокурор обещал выяснить все детали, вновь возобновить уголовное дело, уже переданное в архив, а также взять расследование под личный контроль. Результаты проверки Владимиру предоставят в течение пяти дней, и в случае подтверждения нарушений, все виновные понесут заслуженное наказание. Однако, по словам Владимира, к сожалению, спустя год прокурорам уже не удастся повторно произвести все необходимые замеры места происшествия.