Как управлять рисками при стихийных бедствиях - представитель Всемирного банка

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 04.03.2019 09:31 Zakon.kz
Наиболее важны вопросы обеспечения финансовой готовности к стихийным бедствиям.

Каковы прогнозы стихийных бедствий в Центральной Азии, почему так важно обеспечение финансовой готовности к стихийным бедствиям и как Всемирный банк взаимодействует со странами Центральной Азии в области управления риском бедствий, рассказал в интервью Zakon.kz старший директор глобальной практики Всемирного банка по социальному, городскому, сельскому развитию и обеспечению устойчивости к природным опасностям Эде Хорхе Иджас-Васкес

- Каковы прогнозы стихийных бедствий? Ожидается ли больше стихийных бедствий в ближайшем будущем?

- Во всем мире воздействие бедствий будет по-прежнему усугубляться из-за роста численности городского населения и экономики, которые все больше подвержены природным опасностям. Частота и интенсивность стихийных бедствий также возрастут в связи с изменением климата.

Из-за географических особенностей Центральная Азия подвержена различного рода природным опасностям. Полузасушливый климат региона естественно приводит к тому, что население и экономическая деятельность сосредоточены на более плодородных землях, которые, однако, подвержены более высокому риску,— например в поймах центральноазиатских рек. В результате роста населения, увеличения количества экономических объектов, урбанизации, а также устаревания инфраструктуры и деградации окружающей среды бедствия в Центральной Азии, вероятно, станут носить более серьезный характер.

Вместе с тем ожидается, что к концу столетия температура в регионе может увеличиться вплоть до 4°C, в результате чего возрастет воздействие экстремальных погодных явлений. Например, по прогнозам, из-за изменения климата в Центральной Азии может исчезнуть одна треть ледников, в связи с чем возрастет риск наводнений, спровоцированных прорывом ледниковых озер.

- Каким образом страны могут подготовиться к бедствиям?

- Смягчить возрастающее воздействие стихийных бедствий можно посредством включения вопросов управления риском бедствий в планирование мер в области развития.

С одной стороны, страны могут работать над снижением риска. Это включает анализ риска и, исходя из анализа, принятие мер по его смягчению - выгоды от снижения риска часто перевешивают затраты, связанные с реагированием на стихийные бедствия. Что касается землетрясений, например, такими мерами могут быть строительные работы, конструктивное усиление или модернизация зданий и инфраструктуры для обеспечения их устойчивости к землетрясениям или при необходимости совершенствование строительных норм и правил и обеспечение их соблюдения.

С другой стороны, страны, осуществляя меры по подготовке к стихийным бедствиям, могут быть лучше подготовлены в случае возникновения бедствия. С помощью информации о риске страны могут внедрить, например, системы раннего оповещения, инструменты финансовой защиты для обеспечения своевременного доступа к необходимым после бедствий ресурсам.

Работа по этим направлениям может смягчить воздействие бедствий, помочь спасти жизни людей и источники их дохода, а также позволит сообществам быстрее восстанавливаться после стихийных бедствий.

- Какая передовая практика существует в мире?

- В департаменте Всемирного банка, занимающемся вопросами управления риском бедствий, который я возглавляю на протяжении последних нескольких лет, работают различные глобальные команды. Каждая из них обладает опытом и знаниями по конкретным аспектам управления риском бедствий, и они могут привнести некоторую передовую практику со всего мира.

Например, на Форуме по финансовой защите от стихийных бедствий в Центральной Азии была представлена передовая практика в области обеспечения финансовой готовности к бедствиям. В работе форума приняли участие эксперты из Турецкого пула страхования от катастроф, которые внедрили обязательное страхование от землетрясения, являющееся одним из успешных примеров такой практики. В числе участников были также представители Африканской системы оценки потенциала рисков (ARC) и Карибского фонда страхования от риска катастроф (CCRIF), которые поделились своими знаниями и опытом относительно того, как организовать суверенный пул риска в рамках регионального сотрудничества.

Япония, к примеру, относится числу стран, которая имеет одну из лучших систем в области подготовки к чрезвычайным ситуациям и продвижения культуры предупреждения бедствий. Ряд представителей центральноазиатских республик посетили Японию, где они узнали об используемых в стране системах подготовки к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них, а также о проводимых мероприятиях в области повышения информированности населения. Вдохновленная примером Японии, Кыргызская Республика внедрила аналогичную практику.

Хорошим примером в области снижения риска является Турция с ее программой повышения конструктивной безопасности школ для их защиты от бедствий. Мы организовали обмен знаниями в Стамбуле — городе, в высокой степени подверженном землетрясениям, где началась масштабная программа сейсмоусиления и реконструкции зданий школ и больниц.

Это лишь некоторые примеры, и во Всемирном банке мы распространяем такую передовую практику, чтобы помочь центральноазиатским республикам.

В свою очередь, Центральная Азия также достигла значительных результатов в рамках регионального сотрудничества в области управления риском бедствий. Например, финансируемый Всемирным банком проект модернизации гидрометеорологической службы стран Центральной Азии реализуется с участием пяти стран, которые работают друг с другом в целях укрепления систем прогнозирования погоды и повышения соответствующего потенциала. И мы надеемся, что в скором времени различные инициативы, реализуемые в Центральной Азии, также будут примером для других стран мира.

- Что делает Всемирный банк в этом направлении?

- Всемирный банк оказывает республикам Центральной Азии поддержку в области управления риском бедствий в рамках инвестиционных проектов и программ технической помощи на сумму свыше 100 миллионов долларов США.

Так, в рамках проекта модернизации гидрометеорологической службы стран Центральной Азии региону оказывается поддержка в повышении потенциала по прогнозированию погоды и в совершенствовании соответствующих систем, что позволит улучшить раннее оповещение и поможет в принятии решений в различных секторах развития. Ведущую роль в углублении регионального сотрудничества в области прогнозирования погоды и наращивания потенциала играет Казгидромет, который будет работать над созданием в регионе системы оценки риска возникновения быстроразвивающихся паводков. В число стран-участниц проекта также входит Туркменистан, где мы постепенно расширяем наш диалог и поддержку в целях продвижения управления риском бедствий.

Мы помогаем Кыргызской Республике повысить конструктивную безопасность школ для обеспечения их устойчивости к бедствиям, нарастить потенциал по идентификации рисков бедствий и повысить готовность к бедствиям; мы также оказываем правительству содействие в области страхования от бедствий, которое, мы надеемся, в скором времени станет одним из примеров передовой практики, и его можно будет представлять другим странам.

В Таджикистане Всемирный банк оказывает поддержку правительству в укреплении критически важной инфраструктуры — мостов и противопаводковых сооружений — для обеспечения ее устойчивости перед лицом бедствий, а также в подготовке комплексной Стратегии финансовой защиты. Настоящий проект был подготовлен в ответ на разрушительные наводнения и сели, которые произошли в республике в 2015 году.

Всемирный банк также работает над сельскохозяйственным страхованием в Казахстане и над вопросом понимания фискальных рисков, сопряженных со стихийными бедствиями, в Узбекистане.

Будучи глобальной организацией, мы также привержены решению вопросов, связанных с изменением климата, и оказываемая в Центральной Азии поддержка в размере 77 миллионов долларов США, о которой я только что упомянул, способствует и смягчению последствий изменения климата и адаптации к нему.

В Алматы прошел региональный форум "Финансирование риска стихийных бедствий", позволивший обменяться с экспертами со всего мира опытом в области обеспечения финансовой готовности к стихийным бедствиям.

Стихийные бедствия являются важным вопросом для центральноазиатского региона. Значительную угрозу для большей части крупных городов и подавляющего большинства населения представляют землетрясения. Алматы, например, был разрушен сильным землетрясением в 1911 году, которое унесло жизни более 450 человек и нанесло ущерб в размере свыше 20 миллионов долларов США.

Каждый год в Казахстане происходят более частые, но менее разрушительные бедствия. По оценкам, от наводнений ежегодно страдают в среднем около 300000 человек, а ВВП республики теряет в среднем 3 миллиарда долларов США в год. К тому же около 26% территории страны, включая весь город Алматы, подвержены угрозе селей, а от засухи — в числе многих других природных опасностей, — по всей вероятности, может в значительной степени пострадать сельское хозяйство.

- Насколько важно обеспечить финансовую готовность к стихийным бедствиям?

- Сейчас имеются возможности оценивать воздействие бедствий не только с точки зрения человеческих жертв и наносимого инфраструктуре ущерба, но и посредством анализа более широкого воздействия, в том числе воздействия на государственные финансы и бюджет. Все наши партнеры хотят больше узнать, как обеспечить финансовую готовность и тем самым сократить такой широкий спектр неблагоприятных последствий бедствий для населения и экономики.

И решения есть: уже существуют и доказали свою эффективность такие инструменты, как условное финансирование, передача риска с помощью страхования от бедствий, сельскохозяйственного страхования и суверенных пулов риска. Мы собрали экспертов, занимающихся вопросами обеспечения устойчивости к бедствиям из Центральной Азии и других регионов мира, чтобы они рассказали, как работают эти инструменты и что именно можно реализовать в Центральной Азии в более широких масштабах.

Мы также говорили о том, как можно улучшить механизмы выплаты средств после бедствий посредством разработки масштабируемых систем социальной помощи, которые позволят оказывать поддержку наиболее уязвимому населению после бедствий.

Альберт Ахметов

Поделиться новостью
Следите за новостями zakon.kz в:
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: