Почему в Казахстане любят снимать фильмы про бандитов
В казахстанском кино одной из часто затрагиваемых тем являются криминальные разборки, популярными персонажами становятся рэкетиры, криминальные авторитеты, простые бандиты. Одним словом, люди, на которых не стоит равняться. Корреспондент Zakon.kz решил выяснить, почему отечественных сценаристов, режиссеров и актеров так привлекает романтика 90-х.
Не секрет, что любые идеи, реализуемые на экране, долго зреют в подсознании сценариста. Оно, в свою очередь, формируется на основе жизненного опыта. Режиссер Аскар Бисембин, который в новой казахстанской жесткой мужской комедии "Кино по понятиям", стартующей в прокате 21 марта, выступил только как автор сценария и актер, пережил в детстве "районовские движения".
– Я советский пацан. Рос в Алматы. Это были 1994-1996 годы, у нас были старшие "братья", которые составляли элиту бандитского мира, - вспомнил Аскар Бисембин. - Это не называлось бандой, скорее, бригадой. Ранее были районы, в мое время- бригады. Но это, скорее, ребячество, мне тогда было 15-16, и когда убили одного из старших, я окончательно понял, что это путь в никуда. К тому же уже поступил в мединститут в 1997 году. Но выходить из этого тяжело было. Толпа тебя не отпускает просто так. Начинается давление: если ты не с нами, то против нас, приходилось "получать" от них пару раз– когда их несколько, а ты один, это всегда тяжелая история. Но потом я начал учиться в университете, половину из них посадили в тюрьму, и на том это закончилось. Осталось много воспоминаний.
Но в своих сценариях Бисембин опирается также на свое воображение, игры разума. И считает, что важно понимать, в каком ракурсе показаны бандитские истории на экране.
– Да, такое кино надо дозировать. С другой стороны в фильме "Кино по понятиям", к примеру, - это будет трэш, тоже самое, к чему Голливуд пришел - самоирония над своими же жанрами, штампами, популярными темами. Я вошел во вкус. Проба пера прошла, я понял, что мне это интересно. Сейчас ведем переговоры о том, чтобы снять боевик с перестрелками, погонями. Я не знаю, будем снимать только здесь или еще в России, но идея очень понравилась. Полноценных боевиков в казахстанском кино, кроме "Ограбления по-казахски", у нас не было, - рассказал Аскар Бисембин.
В отличие от Бисембина актер Фархат Кулбаев не застал времена бандитских разборок. Его детство прошло в Байконуре.
– Я родился в 1994 году, не успел застать этот период серьезных бандитских разборок. Конечно, какие-то моменты происходили со мной, но вот так чтобы я были вовлечен в ОПГ, отсидев, вышел и начал заниматься кино, никогда не было. В жизни застал только "районовские" подростковые разборки, но, на мой взгляд, это очень глупо. Сейчас время мыслящих, умных людей, которые решают все путем переговоров, - рассказал актер.
Сейчас кинематографисты стараются либо погрузить зрителей в воспоминания, либо в совокупности собрать элементы всех бандитских историй, которые выходили в Казахстане, и с иронией преподнести их.
– Обращение к тематике разборок, возможно, зов прошлого. Мы пережили непростой период становления независимости нашей страны, поэтому отголоски остались, эта тема сильно романтизировалась вначале 2000-х, поэтому, скорее всего, наше поколение немного зациклилось, - считает Фархат Кулбаев.
Вообще профессиональные сценаристы не делят героев строго на отрицательных и положительных. Есть разные герои с разными целями в жизни.
– В нашем кино, к сожалению, сразу определяют, кто плохой, кто хороший, кому сопереживать, а кому нет. А хорошо, если в фильме все построено так, что зритель сам решает, кто плохой. Если вы смотрите некоторые фильмы , то проникаетесь к отрицательным персонажам, если они идут по такому скользкому пути, потому что у него есть на это веская причина. Если это просто бандит и всех убивает, мы его ненавидим, а если он говорит, на первый взгляд, положительному герою: "Я тебя убью, возьму эти деньги и спасу больную дочь", то ситуация уже интересная, и бандит становится человечным. Если герой не меняется по ходу фильма, то это плохо для кино. Поэтому в кино происходит метаморфоза, люди проходят драматическую дугу, - поделился Бисембин.
И все же кино, демонстрируемое сейчас в кинопрокате, все больше опирается на запросы зрителя, считает актриса и продюсер Асель Садвакасова. Людям показывают то, что они хотят видеть.
– Мужчины любят боевики, жизненные мужские истории. Не зря в мире один из самых популярных жанров боевики, криминальные драмы, фильмы, где присутствуют драки, боевые сцены, криминальные разборки. Как девушки любят мелодрамы, романтические сопливые истории, мужчины любят экшн. Ну и, естественно, многие из нас пережили это время, в памяти еще свежи воспоминания о 90-х, - считает Асель Садвакасова.
Как бы там ни было из истории эти страницы не вычеркнешь, отчего кинематографисты стараются поделиться со зрителями своим видением событий прошлого и настоящего через призму искусства.
Альберт Ахметов