Омбудсмен обратился к министру образования в связи с правилами приема детей в 1 класс
Омбудсмен обратился к Министру образования и науки в связи с введением нового порядка приема детей в первый класс, передает Zakon.kz со ссылкой на сайт пресс-службу аппарата Уполномоченного по правам человека в РК.
Уполномоченный по правам человека в РК Аскар Шакиров направил в адрес Министра образования и науки РК Асхата Аймагамбетова обращение в связи с введением в Казахстане с 1 января 2019 года порядка приема детей с шестилетнего возраста в общеобразовательные школы, который вызвал оживленную дискуссию в обществе.
В обращении отмечается международный опыт, согласно которому в большинстве стран мира получение детьми начального общего образования начинается с шести лет, что подтверждает закономерность перехода к такой системе.
Вместе с тем, по мнению омбудсмена, практическая реализация данного новшества требует серьезного осмысления в том числе потому, что его невыполнение, согласно статье 127 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, влечет за собой наказание – от штрафа до административного ареста.
Анализ обращений показывает, что введение новой нормы явилось для многих граждан форсмажорным обстоятельством, так как вступлению ее в силу не предшествовало необходимое информационно-подготовительное и практическое сопровождение, несмотря на то, что она была законодательно предусмотрена еще в апреле 2016 года.
Немалая часть родителей обоснованно считают, что шестилетний ребенок психологически и физиологически не готов к учебной нагрузке без соответствующей подготовки.
Статья 30 Закона РК "Об образовании" устанавливает для детей дошкольное обучение с пятилетнего возраста в виде обязательной предшкольной подготовки, которая должна осуществляться в семье, дошкольных организациях, предшкольных классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Предшкольная подготовка в указанных государственных организациях образования обеспечивается бесплатно.
По заверению предыдущих руководителей Министерства образования и науки проблем с организацией предшкольной подготовки в общеобразовательных школах и дошкольных организациях не предвидится. Однако, практика показывает, что в большинстве школ страны данная подготовка детей с пяти лет не была должным образом организована со всеми вытекающими из этого последствиями. Наблюдаются повсеместные факты вынужденного выпуска детей из детских садов ввиду достижения ими 6-летнего возраста без предоставления предшкольного образования.
В этой связи, заявление 20 июня т.г. руководства МОН о том, что "в случае отсутствия условий для предшкольной подготовки в дошкольной организации или в предшкольных классах школ, ребенок должен пройти дошкольное обучение в виде предшкольной подготовки в условиях семьи", оставляет такие семьи один на один с возникшей проблемой.
В данном контексте прежде всего обращают на себя внимание дети из малоимущих семей и сельской местности, где по известным причинам обеспечить вышеуказанную подготовку представляется весьма сложным.
Другой важной проблемой в обращении названа переполненность общеобразовательных школ.
Данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК свидетельствуют о ежегодном неуклонном росте числа учащихся первых классов. Так, в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах в первый класс было принято 358571 и 389897 учеников, соответственно. В предстоящем учебном году, в связи с нововведением, число потенциальных первоклассников может значительно увеличиться, так как количество родившихся в 2012 и 2013 гг. детей составляет 768409.
В прошедшем учебном году практически повсеместно, в нарушение нормативных санитарно-эпидемиологических требований к объектам образования, наполняемость классов превышала 25 учеников.
25 апреля т.г. Президентом Казахстана Токаевым перед руководством профильного ведомства была поставлена задача завершить работу по ликвидации трехсменного обучения. Однако очевидно то, что в связи с намечающимся увеличением числа учащихся в первых классах, количество школ с трехсменным обучением может возрасти.
В резюме своего обращения омбудсмен предложил уполномоченному органу всесторонне проанализировать складывающуюся ситуацию, с целью принятия адекватных мер, которые помогли бы избежать возможные негативные последствия при реализации в целом позитивной инициативы. Данный вопрос мог бы быть предметом обсуждения в рамках Общественного совета МОН для выработки оптимального решения по нему.