Все о критериях налогоплательщиков и отнесении их к степени риска
Главный специалист отдела принудительного взимания УГД по Алмалинскому району Алматы М. Джумагулов дал подробные разъяснения относительно категорирования всех налогоплательщиков путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней или высокой степени риска и дифференцированного применения мер налогового администрирования, передает Zakon.kz.
Министром финансов РК были утверждены правила от 20 февраля 2018 года относительно применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией, с целью стимулирования налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств, минимизации налогового контроля в отношении налогоплательщиков, по которым определена низкая степень риска.
Информация, к какой степени риска отнесен налогоплательщик по результатам системы управления рисками доступна на официальном сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов РК (далее – сайт) и в web-приложении "Кабинет налогоплательщика".
Информирование налогоплательщика, предусмотренное пунктом 4 Правил, осуществляется не позднее первого числа первого месяца полугодия, на который производится категорирование налогоплательщиков, с 1 января 2019 года посредством web-приложения "Кабинет налогоплательщика" и с 1 июля 2019 года посредством обработки запроса на сайте. Обработка запроса на сайте должна быть произведена в срок, не превышающий одного рабочего дня.
Порядок и сроки информирования налогоплательщиков о критериях, по которым деятельность такого налогоплательщика отнесена к соответствующей степени риска
Сведения о критериях, не являющихся конфиденциальной информацией, применяемых в системе управления рисками, направляются налогоплательщикам в web-приложение "Кабинет налогоплательщика" не позднее первого числа первого месяца полугодия, на который производится категорирование налогоплательщиков.
Информирование налогоплательщика осуществляется с 1 января 2019 года.
Расчет критериев, не являющихся конфиденциальной информацией, осуществляется по данным, имеющимся в органах государственных доходов по состоянию на первое число третьего месяца, предшествующего полугодию, на который производится категорирование налогоплательщиков.
Налогоплательщики при необходимости направляют пояснения по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией, в органы государственных доходов посредством web-приложения "Кабинет налогоплательщика".
Полученные органами государственных доходов пояснения при обоснованности подлежат учету при применении системы управления рисками, с направлением в web-приложение "Кабинет налогоплательщика" измененных сведений.
Периодичность актуализации информации о степени риска налогоплательщиков
Степень риска субъекта категорирования рассчитывается по критериям оценки степени риска, не являющимся конфиденциальной информацией, и критериям оценки степени риска, являющимся к конфиденциальной (служебной) информации, и актуализируется раз в полугодие.
Критерии степени риска, не являющиеся конфиденциальной информацией
Критерий "Налоговая нагрузка" определяется на основании правил расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), за исключением физических лиц, не зарегистрированных в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и не занимающихся частной практикой, утверждаемых уполномоченным органом согласно пункту 14 статьи 30 Налогового кодекса.
Критерий не рассчитывается по налогоплательщикам, состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков, участникам специальных экономических зон, и налогоплательщикам, освобождаемым от уплаты корпоративного подоходного налога.
Период, за который производится расчет, является последний отчетный календарный год.
Базовым показателем для сопоставления является среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки, рассчитываемый для каждого региона отдельно. Приоритетность данного критерия приведена в приложении 4 к настоящим Правилам. Расчет налоговой нагрузки как соотношение исчисленных налогов к налогооблагаемому доходу осуществляется как дополнительный критерий, не влияющий на степень риска.
Базовым показателем для сопоставления дополнительного критерия является среднеотраслевой показатель соответствующей налоговой нагрузки, рассчитываемый для каждого региона отдельно.
Критерий "Среднемесячная заработная плата на одного работника" определяется как соотношение среднемесячной суммы доходов, начисленных налоговым агентом физическим лицам, к средней численности работников. Период, за который производится расчет, является два последних отчетных календарных квартала или последнее отчетное полугодие.
Базовым показателем для сопоставления является среднеотраслевой показатель среднемесячной региональной заработной платы по данным органов статистики.
Приоритетность данного критерия приведена в приложении 5 к настоящим Правилам.
Критерий "Отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов" определяется как соотношение суммы вычетов по корпоративному подоходному налогу с учетом корректировок к совокупному годовому доходу с учетом корректировок, находящееся в диапазоне от 0,98 до 1 включительно.
Период, за который производится расчет, является последний отчетный календарный год. Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень риска – отрицательное.
Критерий "Сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами" определяется в случае, если сумма за чета от поставщика, который представляет декларацию по налогу на добавленную стоимость с отражением поставщика, снятого с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на дату представления такой декларации, превышает 20 000-кратного размера месячного расчетного показателя.
Период, за который производится расчет, является два последних отчетных календарных квартала. Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень риска – отрицательное.
Критерий "Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов" определяется в случае, если в течение пяти последовательных налоговых периодов (лет) в налоговой отчетности отражается убыток.
Период, за который производится расчет, является пять последних отчетных календарных лет. Приоритетность данного критерия – плюс 3 балла, влияние на степень риска – отрицательное.
Критерий "Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность" определяется в случае, если налогоплательщиком представлено более десяти дополнительных деклараций к уменьшению по корпоративному подоходному налогу и (или) налогу на добавленную стоимость, при этом с даты, установленной для представления таких деклараций, истекло двенадцать и более месяцев.
Период, за который производится расчет, является последние шесть месяцев. Критерий не применяется по налогоплательщикам, состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков. Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень риска – отрицательное.
Критерий "Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля" определяется в случае наличия неисполненных уведомлений по устранению нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, по которым со дня, предусмотренного по налоговому законодательству для исполнения, истекло 15 и более календарных дней.
Период, за который производится расчет, является последние шесть месяцев.
Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень риска – отрицательное.
Критерий "Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы" определяется в случае если налогоплательщиком, применяющим специальный налоговый режим, в декларациях за два последовательных налоговых периода отражается сумма дохода в диапазоне от 98 до 99 процентов включительно от порогового значения дохода, установленного для права применения такого специального налогового режима.
Период, за который производится расчет, является два последних отчетных периода в соответствии с применяемым специальным налоговым режимом. Приоритетность данного критерия – плюс 5 баллов, влияние на степень риска – отрицательное.
Критерий "Участие в налоговом мониторинге" определяется в случае наличия соглашения о горизонтальном мониторинге. Приоритетность данного критерия – минус 4 балла, влияние на степень риска – положительное.
Критерий "Применение налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных" определяется в случае использования налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных. Приоритетность данного критерия – минус 2 балла, влияние на степень риска – положительное.
Критерий "Использование налогоплательщиком стандартного файла проверки" определяется в случае использования налогоплательщиком стандартного файла проверки. Приоритетность данного критерия – минус 4 балла, влияние на степень риска – положительное.
Согласно рекомендациям Всемирного банка, критерии должны быть закрыты для бизнеса, но для поощрения добровольного исполнения налогового законодательства часть критериев может быть открыта.
Разработано 13 открытых критериев, 6 - имеющих отрицательное влияние:
1) отношение расходов и доходов
2) сделки с НП, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с рег. учета по НДС,
в т.ч. ликвидированными, бездействующими, банкротами
3) отражение убытков на протяжении нескольких налоговых периодов
4) многократное внесение изменений и дополнений в налоговую отчетность
5) нарушения, выявленные по камеральному контролю
6) неоднократное приближение к предельным показателям, предоставляющим право применять СНР
2 имеющих как положительное так и отрицательное влияние
1) налоговая нагрузка (КНН) по новой методике
2) среднемесячная зарплата на одного работника.
5 - имеющих положительное влияние:
1) онлайн ККМ
2) ЭСФ
3) горизонтальный мониторинг
4) файл проверки
5) НДС счет
Стандартный файл проверки
Стандартный файл проверки представляет собой данные бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента) в электронном формате, позволяющем осуществлять анализ посредством информационных систем налоговых органов.
Налогоплательщик (налоговый агент) представляет стандартный файл проверки добровольно посредством загрузки такого файла, удостоверенного электронной цифровой подписью налогоплательщика, в информационную систему налоговых органов.
В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (введены в действие с 1 января 2019 г.) (см. стар. ред.).
Налоговая проверка осуществляется, в том числе с применением стандартного файла проверки, в случае предоставления стандартного файла проверки налогоплательщиком (налоговым агентом):
- при проведении налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска - в течение пяти календарных дней со дня вручения предписания;
- при проведении внеплановой налоговой проверки - в течение десяти календарных дней со дня вручения предписания.
Форма стандартного файла и порядок его составления утверждаются уполномоченным органом.
Критерий "Выписка счетов-фактур в электронном виде" определяется в случае выписки счетов-фактур в электронном виде. Приоритетность данного критерия – минус 2 балла, влияние на степень риска – положительное.
Критерий "Применение контрольного счета по налогу на добавленную стоимость" определяется в случае применения контрольного счета по налогу на добавленную стоимость. Приоритетность данного критерия – минус 5 баллов, влияние на степень риска – положительное.