«ВИЭ в каждый дом» основные барьеры для развития маломасштабных проектов ВИЭ в Казахстане (Сания Перзадаева, Управляющий партнер Unicase Law Firm)
«ВИЭ в каждый дом» основные барьеры для развития маломасштабных проектов ВИЭ в Казахстане
Сания Перзадаева
Управляющий партнер Unicase Law Firm
Исходя из многочисленных исследований, Казахстан обладает неисчерпаемым потенциалом солнечной, ветровой, геотермальной энергией и биоэнергией. В этой связи перспективы развития отрасли возобновляемой энергетики в Казахстане огромные, и тому доказательством является запуск первых проектов вкупе с успешным завершением первых сессий аукционных торгов по отбору проектов возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Однако такие первые пилотные проекты и аукционные проекты крупной генерации привлекательны за счет окупаемости с учетом массового производства и, стоит отметить, что в Казахстане необходимая законодательная база создана и направлена именно для развития крупных проектов ВИЭ.
Малые по масштабам проекты по производству возобновляемых источников энергии имеют совершенно иной объем рисков относительно своих собратьев, крупных проектов ВИЭ. Под малой генерацией подразумевается производство электроэнергии домохозяйствами или малыми субъектами предпринимательства (МСБ) с возможностью продавать излишки в сеть, которая выполняет также функции батареи, то есть хранения и передачи производимой электроэнергии.
К сожалению, на сегодняшний день, маломасштабные проекты ВИЭ реализуются на основании общей государственной политики Республики Казахстан в отношении всех проектов ВИЭ и не имеют отдельных механизмов регулирования и стимулирования за некоторым исключением как представлено ниже.
Согласно действующему законодательству Республики, при установке маломасштабного объекта ВИЭ инвестор может рассчитывать на прямые субсидии и схему собственного потребления.
В Казахстане прямые субсидии как поддержка предоставляются автономным возобновляемым установкам мощностью до 5 кВт. Механизм покрывает до 50% инвестиционных затрат при условии, что оборудование было изготовлено в Казахстане. Однако на сегодняшний день в Казахстане индустрия производства местного оборудования находится в зачаточном состоянии и закупка местного оборудования (при наличии) может быть невыгодна в связи с высокой себестоимостью. Кроме того, не смотря на наличие прямой поддержки, имеется ряд бюрократических препятствий ввиду того, что поддержка выплачивается в качестве возмещения только после установки завода. И последнее, ограничение мощности до 5 кВт означает, что механизм предназначен для инвестиций только домашними хозяйствами или очень маленькими предприятиями.
Схема собственного потребления через чистое измерение в Казахстане доступна для всех потребителей, подключенных к сети, с возобновляемыми установками до 100 кВт, и по такой схеме владелец актива получает розничную цену электроэнергии за избыточную электроэнергию, подаваемую в сеть, выплачиваемую поставщиком. Основная проблема схемы чистого измерения заключается в практическом ее применении, а именно, на практике с учетом износа сетей нередки задержки со стороны оператора или отказ соединения. В этой части, операторы распределительных сетей утверждают, что локальные проблемы с перегрузкой лишают заинтересованных мелких разработчиков доступа к сети. Помимо этого, в связи с компенсацией за электроэнергию в объеме розничной цены, окупаемость установки может быть очень длительной, что приводит к отсутствию интереса со стороны инвестора использовать такую схему.
Вместе с тем, исходя из международной практики, основным рычагом стартового стимулирования малых ВИЭ является именно прямая поддержка прямых инвестиций (прямое субсидирование или субсидированные кредиты). Данный вид поддержки ВИЭ подходит как для объектов, работающих в сети, так и вне ее. Прямая поддержка может сочетаться со стимулированием схемы собственного потребления (включая субсидии на хранение) через метод чистой выручки, при котором производитель ВИЭ для собственного потребления получает денежный кредит за избыточное электричество, поданное в сеть.
Налоговые льготы в свою очередь также могут быть использованы для поддержки малых ВИЭ как в секторе электричества, так и в сфере отопления, чтобы стимулировать местное производство оборудования. Льготы могут применяться при использовании местного оборудования и технологии, которые освобождаются от НДС и рассматриваются как оправданная мера для стимулирования местных инвестиций в производство.
В рамках программы поддержки возобновляемой энергии в секторе отопления, прямая поддержка рекомендуется в качестве центральной схемы поддержки, дополненной налоговыми льготами. Таким образом, схема должна стимулировать использование ВИЭ в децентрализованном отоплении. Использование ВИЭ в децентрализованном отоплении является простым с точки зрения регулирования: в этом случае самостоятельное потребление является устоявшейся практикой. Так, использование солнечных тепловых установок или тепловых насосов может быть легко интегрировано в существующие схемы выставления счетов.
Исходя вышеизложенного, в целом, Казахстан находится на верном пути, предложив варианты стимулирования развития маломасштабных проектов ВИЭ для электричества через схемы прямой поддержки и собственного потребления. Вместе с тем, для устранения барьеров для эффективного применения таких инструментов рекомендуется доработать такие схемы в части приемлемости, уровней поддержки и так далее. К примеру, по опыту других стран, в части схемы прямой поддержки можно предусмотреть ее приемлемость в отношении всех технологий по ВЭ (в разумных ценовых пределах), сетевых и внесетевых, с поддержкой систем хранения. По уровню поддержки можно увеличить с 5 кВт и сделать градацию поддержки в зависимости от технологий, их размеров и владельцев (домохозяйство, многоквартирный дом, МСБ) с отменой доли местного содержания.
По схеме собственного потребления в части приемлемости можно рассмотреть включение всех технологий ВИЭ с возможной прямой поддержкой и увеличением порога со 100 кВт. В части оплаты (вознаграждения) за избыточное электричество рекомендуется переход от чистого измерения к чистой выручке. Такой механизм может быть выгодным и для сети, так как при нынешней схеме с чистым измерением при оплате избыточной электроэнергии, поданной в сеть по розничным ценам, затраты на обеспечение передачи и распределения не покрываются должным образом. При таком механизме также будет поощряться ограничение мощности сетевого подключения(при вводе)и стимулирование самостоятельного потребления собственного электричества производителем.
Помимо таких инструментов, распространенным вариантом поддержки малого бизнеса в секторе ВИЭ в других странах остается система льготных тарифов. На практике, стимулирующий тариф используется в качестве поддержки для субъектов МСБ.
Для цели мониторинга процесса на уровне государственной политики рекомендуется установление обязательных целевых показателей и квот для жилых или коммерческих зданий, чтобы иметь определенную долю энергии от ВИЭ в их общем потреблении энергии. Для этого может потребоваться принятие национальной стратегии и региональных целей для поддержки малых ВИЭ, к примеру, для сельских районов и городских поселений.