Гульнара Сарсенова : Какие реальные изменения ждут казахстанское кино
И.о. председателя правления НАО "Государственный центр поддержки национального кино" Гульнара Сарсенова и заместитель председателя центра Олжабай Мусабеков подробно рассказали, по каким критериям будут отбирать фильмы, которые будут поддержаны государством, как будут субсидировать голливудских и других зарубежных кинематографистов, пожелавших снимать свои фильмы в Казахстане, и зачем нужен Экспертный Совет, передает Zakon.kz.
Госцентр в день, когда отмечают день кино, огласил список фильмов, которые поддержит государство в 2019 году. Многие вопросы, которыми кинематографисты задавались до этого дня, отпали сами собой. На все оставшиеся руководство центра с удовольствием ответило на встрече с журналистами в Алматы.
В программной статье Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" отмечено, что одной из задач программы "Рухани Жаңғыру" является конкурентоспособность в современном мире и конкурентоспособность культур.
- Огромная часть успеха США в эпоху "холодной войны" – это успехи Голливуда. Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, то мы должны реализовать еще один проект – "Современная казахстанская культура в глобальном мире.Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям, - отмечал Нурсултан Назарбаев.
Гульнара Сарсенова рассказала о конкретных механизмах государственной поддержки казахстанского кинематографа, продвижении нашей культуры через кино в мире, приглашении зарубежных кинематографистов в нашу страну для съемок фильмов в наших локациях, сакральных местах.
На сегодняшний день в Казахстане всего 320 кинозалов в 96 кинотеатрах, вместимостью около 47 тысяч. Кассовые сборы в 2018 году, по данным Агентства по статистике РК, достигли 18 млрд тенге при том, что в прокате было 374 фильма, из них впервые за последнее время сразу 44 казахстанских, что в 2 раза больше, чем в предыдущие годы.
- Это очень приятные показатели для того, чтобы начать работать. Мы видим, что есть все условия, рынок созрел для создания хороших высокохудожественных казахстанских фильмов. Из 44 казахстанских фильмов, вышедших в прошлом году в прокат, только 20% были с государственной поддержкой, большинство картин было создано на частные деньги. Естественно, почти все из частных фильмов были сняты так, чтобы получить как можно больше прибыли в прокате. Сейчас, после создания Госцентра поддержки национального кино можем оказать поддержку из республиканского бюджета независимому кино, а не только тем фильмам, что снимают на государственной киностудии "Казахфильм", - сказала Гульнара Сарсенова.
До своего назначения в Госцентр Сарсенова работала в частном бизнесе, продюсировала фильмы, в том числе картину "Айка", принесшую нашей актрисе Самал Еслямовой приз Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль. Поэтому она понимает, что сейчас у фонда есть все основания для хорошего старта.
Организация, которой ей доверили руководить, является операционным центром, через который будут распределять ресурсы, иметь право разделять кинопредложения по качеству, техническому исполнению. То есть, именно через ГЦПНФ будут идти государственные дотации на кино.
- В Казахстане живет 18 млн человек, кинематографистам для получения хотя бы минимальной прибыли и возмещения затрат на производство картины нужно снимать фильм с бюджетом не более 200 тыс. долларов. Это очень ограниченный бюджет, на который сложно снять конкурентоспособное в мировом масштабе кино. Да, наши бывшие квн-щики, самые популярные режиссеры снимают фильмы с превышающим эту сумму бюджетом. Но это частный капитал, и на него снимают на хорошем техническом уровне комедии, зарабатывают. Но идейная подача не всегда может быть высокой, - сказала Сарсенова.
Государственная политика предусматривает возможность финансировать проекты, которые показывают Казахстан с самой лучшей стороны, продемонстрируют культурный и профессиональный потенциал Казахстана, чтобы они были сняты качественно в техническом отношении, их не стыдно было показать в мире. Государство будет давать часть денег частным кинокомпаниям, которые предоставят хорошие проекты, сценарии, убедят Экспертный совет и Межведомственную комиссию в том, что их проект один из самых лучших.
Приоритет будут отдавать высокому профессионализму съемочной группы и художественной составляющей киноматериала, который будет предлагаться Госцентру для софинансирования.
- Сейчас киноискусство стало высокотехнологичным. Просто так хороший фильм уже не снимешь. Для этого нужно учиться. Все думают, что достаточно взять смартфон, камеру или фотоаппарат, нажать на кнопку, что-то снять, смонтировать и показать на экране. Но это будет суррогат, а не настоящее кино, в лучшем случае "фаст-фуд". Работа нашего Госцентра и политика государства направлены на то, чтобы в кино работали профессионалы. Мы будем тарифицировать всех кинодеятелей, кто придет к нам на питчинг для соискания финансирования от государства. Он должен иметь профессиональное образование. В этом году в заявках этого года в съемочных группах только 10-12% людей со специальным образованием в сфере кино, но этого мало. К тому же, ни один казахстанский профессиональный вуз, к сожалению, не имеет международного сертификата, подтверждения в мире наших дипломов, и над этим мы тоже будем работать в следующие годы, - сказала Сарсенова.
Сейчас у будущих кинематографистов есть возможность обучаться в зарубежных вузах в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Москве (ВГИК) или Санкт-Петербурге. Госцентр будет сотрудничать с казахстанскими вузами, которые дают образование в сфере кино, помогать им с организацией мастер-классов, лекций зарубежных специалистов, помогать талантливой молодежи в обучении по обмену, поступлении в зарубежные университеты на специальности, связанные с кино с тем, чтобы они возвращались обратно и вносили свой вклад в отечественное искусство.
Инвестиции в казахстанский кинобизнес
По мнению Сарсеновой, кинобизнес в Казахстане зарождается, но пока его еще нельзя назвать развитым.
- Госцентр ориентирован на то, чтобы его развивать, зарабатывать деньги на финансировании и прокате национальных фильмов. 20% от проката будет уходить в наш госцентр для дальнейшего финансирования национальных фильмов. Это впервые сделано, в этом году от проката трех фильмов, которые мы будем финансировать, мы получим доходы, которые будут направлены на развитие национального кино, - отметила Сарсенова.
Три фильма: "Нартай", "Каникулы оффлайн-2" и "Слепая любовь" выйдут в прокат уже в декабре этого года. Сарсенова ожидает, что общий доход Госцентра от этих фильмов составит около 20-30 млн тенге, бокс-офис по прогнозам составит гораздо больше, порядка 300 млн тенге.
В Госцентре создан отдел по показам и прокату фильмов, которые будут им финансирован. Наняты сотрудники, ранее работавшие в дистрибьюторстве и казахстанском прокате, поскольку ведомство само заинтересовано в том, чтобы полуить доходы от кинопроката финансируемых ими фильмов (от проката поддерживаемых фондом фильмов 20% вернется в фонд, 80% продюсерам, независимо от того, сколько вложило государство) и профинансировать следующие проекты. Через Госцентр также будут проходить льготы для кинопрокатчиков, которым предусмотрены налоговые льготы согласно Закону о кино.
Открытие данных о продаже кинобилетов
Очень важным вопросом Гульнара Сарсенова назвала необходимость внедрения единой автоматизированной информационной системы по продаже билетов в кино.
- Сейчас мы не можем анализировать правильно кинорынок, потому что нет обратной связи с кинозрителями. Во всех странах системы давно установлены, у нас только в следующем году планируется внедрить единую автоматизированную информационную систему во всех кинотеатрах Казахстана. Тогда нам будет понятна ситуация, мы сможем советовать продюсерам и режиссерам, как снять успешное кино, будем учитывать, какие фильмы приходят в наш кинопрокат из зарубежа, - отметила Сарсенова.
Продвижение Казахстана как локации для зарубежных кассовых фильмов: Субсидии
В Венгрии, в Чехии работает, Румыния, Грузия уже начали работать по данной системе.
- То есть, иностранец приносит к нам, скажем, миллион долларов. Это не значит, что он заплатит все это актеру, оператору, это те деньги, которые остаются в Казахстане. Иностранец нанимает оператора, или помощников, берет костюмы местные, транспорт. Все, что иностранный продакшн израсходовал здесь, в Казахстане, осталось в нашем государстве, только от этой суммы, а не от всего миллиона мы 30% возвращаем. Это не сразу. К концу года он дает полный отчет, все проверяем, действительно ли указанная сумма осталась в Казахстане, и на следующий год закладываются в бюджет эти 30% возвращаем. При это 70%, вложенных в Казахстан, остаются здесь. Доходная структура, это также обучение наших кинематографистов, - пояснил Олжабай Мусабеков.
Если Голливуд приходит снимать свое кино у нас, на наших локациях, то наши местные специалисты будут с ними работать как ассистенты, эпизодники-актеры, они получат опыт бесценный.
Экспертный совет
При Госцентре существует Экспертный совет, куда входят лучшие кинодеятели Казахстана. Помимо того, что он самым первым рассматривает все документы, поданные на питчинг для получения госфинансирования, этот совет в будущем может исполнять роль художественного совета.
- Членами экспертного совета должны стать представители киноэлиты нашей страны, современное казахстанское кино будет рассказывать не только об истории казахского народа, событиях прошлого, но и показывать проблемы современные, нашу с вами жизнь. Также мы будем содействовать ко-продукции с другими странами, это позволяет выпускать фильмы одновременно в Казахстане и других странах. Ко-продукция будет состоять не только из государственных денег Казахстана, но также из средств зарубежного партнера, внутри может быть и частный капитал. Но питчинг ко-продукция, желающая получить госсредства, проходит на равных со всеми, они должны доказать, что проект достойный. Очень перспективное направление. Если мы сделаем ко-продукцию в России, при прокате нашего совместного фильма там Госцентр, страна получит намного больше доходов, чем если это будет чисто казахстанский фильм и его покажут только в Казахстане, - сказала Гульнара Сарсенова.
Она добавила, что Экспертный совет будет меняться, станет более молодым, в него будут входить работающие сценаристы, режиссеры, продюсеры. Которые будут помогать в отборе самых достойных фильмов для получения госфинансирования.
Прием заявок на получение госфинансирования в 2020 году пройдет в ноябре этого года. Будет квота для режиссеров-дебютантов, детский фильм и мультипликацию, короткометражный фильм. При этом, для больших проектов обещают не выделять гигантские бюджеты в размере 2-3 млрд тенге.
- Должен быть высокий художественный уровень, как сценария, так и технической части. В Казахстане развивается продюсерское кино. Да, мы готовы поддержать авторское, и поддерживаем, но мы видим, что наше кино пошло по вектору развития продюсерскому. Также важно, что фильм обязательно должен показывать Казахстан как страну, то есть, если действие происходит в Иране, Италии , пусть и с нашими героями, то такой фильм не пройдет питчинг. И, конечно же, мы будем смотреть на гуманитарную и социальную значимость проекта, не противоречит ли он интересам общества и государства, - заключила Сарсенова.
Альберт Ахметов