Митинги: проект закона. Первый взгляд (Подопригора Р.А., Профессор Каспийского общественного университета, д.ю.н.)
Митинги: проект закона. Первый взгляд
Подопригора Р.А.,
Профессор Каспийского общественного университета,
д.ю.н.
Этот материал не планировался. Но приехав из командировки, увидел проект закона, о котором много говорят в последнее время: Закон о мирных собраниях (название сокращаю в целях экономии). Проект подготовлен Общественным Советом Алматы (https://almatykenes.kz/ru/2019/10/02/4664 (https://almatykenes.kz/ru/2019/10/02/4664/)/). Положения проекта необычны для нашей правовой системы, они действительно больше защищают важное конституционное право, чем ограничивают его. Конечно, к документу можно попридираться: есть над чем работать в и плане содержания, и в плане юридической техники, и, скорее всего, юристы - разные и на разных этапах - этим займутся.
Четыре соображения, которые возникли сразу после ознакомления:
1. Есть откровенные ляпы. Например, уполномоченный орган, в который надо будет подавать уведомление о митинге, определен как местный орган исполнительной власти аула (села), поселка, городов районного, областного, республиканского значения и столицы.
Но, во-первых, такой административно-территориальной единицы, как аул, сегодня в Казахстане нет.
Во-вторых, в селах, поселках, городах районного значения органы исполнительной власти не создаются. Там есть акимы, которые являются представителями (должностными лицами) районного акимата, но органов нет.
Эх, надо было все-таки раньше показать проект юристам.
Кстати, вовлечение в процесс рассмотрения уведомления коллегиального органа (акимата) очень спорно. Коллегиальный орган трудно собрать быстро. А вопросы с реакцией на митинги должны решаться оперативно. Можно, конечно обозначить «митинговые часы», когда весь состав акимата должен собираться для рассмотрения уведомлений (есть же у нас ночные суды), но, это, скорее, из разряда фантазий.
2. В тексте проекта четко не отражен важнейший срок: срок рассмотрения уведомления (раз уже оно рассматривается, а не принимается к сведению) или срок, по истечении которого заявители должны понимать, что все нормально: митингуем. Есть какие-то намеки, догадки. Но в данной ситуации не должно быть места гаданиям, а должна быть понятная норма.
3. Уже в Парламенте находится Административный процедурно-процессуальный кодекс, в сфере внимания которого будет большая часть государственной управленческой деятельности. Поэтому Закон о мирных собраниях желательно уже сейчас готовить с оглядкой на будущий Кодекс.
4. В Законе не упоминаются современные электронные способы коммуникаций с государственными органами. Может быть они предполагаются, но лучше их прямо указать. Во всяком случае, так сегодня делается во многих законах.
В общем, надо работать дальше.