Лента новостей
0

Саиров: Как нам избавиться от технологического "гетто"?

Саиров, фото - Новости Zakon.kz от 05.11.2019 13:56 Саиров
Сфера образования должна ориентировать детей и подростков на создание нового продукта и инновационного мышления. Следует расширять талант и способности каждого ребенка.

Известный казахстанский политолог Ерлан Саиров уверен, что нашей стране нужны новые параметры технологического и научно-технического развития, передает Zakon.kz.

Да, ускоряется процесс обновления казахстанского общества. Народ и граждане хотят быть услышанными и активными участниками всего социально-экономического и общественно-политического процесса в стране. Если кто помнит, в начале нулевых был модным термин "реформы сверху", то есть считалось, что все прогрессивные реформы казахстанская власть проводит самостоятельно, якобы народ морально-психологически еще не готов к ним.

Нужно отметить, что она выполнила свою историческую миссию - мы имеем собственную экономику, которая обеспечивает доход казне. Мы имеем социальную систему, которая, может и хуже, чем в других странах, но обеспечивает минимальные социальные гарантии гражданам. Мы воссоздали государственность. Это свершившийся факт.

В концепции "реформы сверху" были и свои недостатки, один из них неспособность властей слышать собственных граждан. Власти, особенно чиновники, зачастую не знали запросов и не считались с мнением народа. Поэтому философия "слышащего государства", предложенная главой государства К. Токаевым, является базовым элементом новой эпохи.

Были и другие стратегические недочеты. Например, мы не смогли сконцентрироваться на формировании новой научно-технической основы нашей страны. Наш технологический облик остается там в XX-веке. Если мы не проведем системные изменения в этой сфере, то навсегда можем отстать от мирового развития. Мы должны признать, что будущее за технологиями, наравне с идеологическими концептами, нам следует разработать собственную картину технологического развития нации.

Чтобы быть на волне истории, нам недостаточно знать и следовать за новыми тенденциями в НТП. Мы должны быть внутри технологического процесса, быть в фарватере хода мирового научно-технического развития. В этом суть вопроса. Пагубно недооценивать аксиому того, что история развития человечества и есть история развития технологий.

Историк научно-технического прогресса Лимм Уайт считает, что стремена в процессе научно-технического прогресса явились открытием наподобие самолетостроения и автомобилестроения. Благодаря стременам в Европе начали появляться первые централизованные государства. Стремена изобрели близкие к прототюркам племена сяньби... Изобретение стремян способствовало качественному развитию технологий в мировом масштабе.

Когда лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц говорит о глобальном неравенстве наравне с финансовым неравенством, он отмечает отсутствие доступа к новым технологиям и ноу-хау у большинства стран так называемого третьего мира.

Главной проблемой казахстанской системы образования является то, что ученикам не прививается аналитическое мышление и находится вне рамок мирового технологического развития. Все предметы в школах у нас перешли в наследство от бывшего Союза, они являются традиционными и в какой-то мере отсталыми от современных тенденций, и мы не обновили их. А мировой технологический уклад совершенствуется и развивается, меняется наше представление о мире, пространстве и времени.

Нам следует кардинальным образом обновить учебные предметы, особенно в старших классах. Нужны новые подходы к изучению космоса и пространства, цифровых технологий, нового уклада промышленности. Мы упускаем воспитательную роль школы. Следует прививать школьникам навыки анализа, сравнения и выбора. Новое поколение казахстанцев вооруженное этими принципами смогут достичь высоких целей.

Сфера образования должна ориентировать детей и подростков на создание нового продукта и инновационного мышления. Следует расширять талант и способности каждого ребенка.

Через пять-десять лет исчезнут многие профессии, и появятся совершенно новые специальности. Мировой рынок труда неумолимо совершенствуется. Нам нужен национальный Центр по изучению глобальных тенденций, технологий, промышленности и рынка труда (название условное), который бы занимался прогнозированием трудового процесса, создавал бы систему современной модели рынка труда, направлял бы сферу образования под глобальные процессы. Мы должны быть внутри мирового технологического цикла.

В среднюю школу дополнительно следует "вмонтировать" модель профессионального образования. Модель "простого" всеобщего среднего образования выполнила свою историческую миссию. Надо шагнуть еще дальше, школа должна давать навыки нового технологического цикла. Вот тогда мы избавимся от "туннельного мышления" наших детей, которое является главным тормозом социализации юношей и девушек.

***
Также современные тренды требуют выдвижения новых парадигм социализации граждан, формирования высокой профессиональной идентичности личности.

Как уже отмечено, действующая норма обязательности только среднего образования уже выполнила свою историческую миссию как политики по борьбе с безграмотностью населения.

Наиболее системно этот подход выражен в Японии и Финляндии, где сформирована идеальная модель получения не только обязательного, но и бесплатного образования на любом уровне.

Через обязательное профессиональное образование появляется возможность становления системы "образование как социальный лифт" для всех слоёв населения.

Главной причиной "критического отношения" молодежи к проводимой политике государства является неспособность ее продвижения вверх по социальной и профессиональной лестнице.

Думается, создание подобных лифтов станет "лакмусовой бумагой", выявляющей насколько современная молодежь и государство будут находить совместное поле для консенсуса и согласия.

***
Между тем, на нас грядет еще один вызов. Меняется уклад мировой экономики.

Если XX век был веком металла и нефти, XXI век должен стать веком композитов, продукции глубокой переработки и нематериальных активов, знания и навыки становятся товаром!

"Каменный век закончился не потому, что закончились камни", а потому, что развивались технологии обработки.

Если в ближайшее десятилетие мы не сможем поменять структуру экономики, перейдя к четвертому и пятому производственному переделу, то благополучие нашей страны под большим вопросом. Что интересно, несмотря на сырьевой характер экономики, в Казахстане уже появляется потребность в таких специальностях, как разработчик искусственного интеллекта, дизайнер виртуальной реальности. Будущее за экспортом несырьевой продукции и технологии.

Но в структуре рынка труда специалисты по IT-технологиям составляют всего 0,7% в стране. В России эта цифра составляет 4,4%, в Белоруссии 2,7%.

Существует еще один важный аспект рынка труда в стране. Информация о грядущих изменениях на рынке труда большинству населения недоступна, особенно самозанятым (которые официально составляют 2,2 млн человек) и неформально занятным гражданам. То есть большинство и взрослого населения нашей страны находится в "туннельном" состоянии, в интеллектуальном "гетто" и не в курсе очень важных изменений в мировом разделении труда. Это очень опасно и чревато плачевными гуманитарными последствиями.

Человек становится главным капиталом, источником доходов и локомативом всех созидательных процессов.

Нам стоит разработать новые стандарты социального благополучия, казахстанской модели индекса благосостояния, благополучия государства, общества и граждан.

Резюмируя, можно сказать: "Если не думаете о будущем, его у вас не будет".

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: