Детям не хватает учительских глаз. Как проходят уроки в условиях ЧП в Казахстане
С тех пор, как министр образования и науки Асхат Аймагамбетов признал, что интернет в Казахстане "технически не готов" для того, чтобы перейти к онлайн-обучению прошел почти месяц. Все это время школьники вынуждены учиться дистанционно. Влияет ли это на успеваемость, как теперь проходят уроки и нравится ли детям учиться из дома, рассказывает zakon.kz.
Министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов 3 апреля заявил, что интернет в Казахстане "технически не готов" для проведения массовых онлайн-уроков для школьников. По его словам, это было установлено во время пробных уроков 1 апреля.
Мы видим, что в целом интернет в нашей стране на самом деле не приспособлен для того, чтобы 2,5 миллиона детей выходили в прямые эфиры и обучались онлайн, - сказал он.
Министр объявил, что в стране уроки будут проходить дистанционно.
Такое обучение подразумевает под собой обучение через интернет-платформы, но не онлайн. В итоге в процесс были задействованы телеканалы "Балапан" и "Ел арна", "Қазақ радиосы", "Казпочта", платформа Zoom, специализированные сайты и мессенджеры.
Мы спросили учителей младших, средних и старших классов, как им работается в условиях ЧП.
По словам учителя математики алматинской школы-гимназии Лязат Акажановой, с тех пор, как закончились весенние каникулы, работы стало больше.
По новым правилам у школьников нет фиксированного времени обучения. Это значит, что ученик может в любое время зайти в образовательный ресурс "Кунделик", куда учителя скидывают план занятия, посмотреть задания и если есть вопросы, задать их учителю.
"Кунделик" из-за большой посещаемости иногда зависает да и не у всех учеников есть доступ к таким образовательным платформам, поэтому используют и WhatsApp. Ученики отправляют выполненные задания в этот мессенджер или на почту класса.
Я, пообщавшись с детьми, посоветовавшись с родителями, стараюсь проводить онлайн-уроки через Zoom, потому что математика – сложный предмет. Есть очень много вопросов, которые дети могут не понять. Дети приглашают меня в конференцию. Я составляю план действий, мы повторяем формулы, решаем примеры. Каждый пишет у себя в тетради, потом мы смотрим у кого что получилось, называем правильный ответ. Если у кого-то пример не получился, он говорит, что у него не получилось, мы возвращаемся. Но так как время в Zoom ограниченное - все-таки в школе мы учились по 40 минут - детей перегружать мы не можем, максимум 20 минут. Поэтому я некоторым детям так и говорю: если что-то не понятно, вы на этом примере сделайте галочку, потом в WhatsApp мы с вами обсудим, - говорит учитель.
Акажанова отмечает, проверить работу каждого ребенка в электронном формате сложно.
Бывает, качество снимка плохое, - говорит она.
Кроме того, учителя стали больше тратить время на подготовку к занятиям, потому что план урока нужно сжать, сделать его короче и доступнее для ребенка.
По такой же схеме уже три недели работает учитель химии Ольга Нарожная. Утром она отправляет в "Кунделик" план, по просьбе учеников проводит уроки в Zoom, затем в WhatsApp или по электронной почте проверяет задания.
Если раньше после урока она была свободна, то сейчас из-за гибкого графика обучения она работает практически 24/7: дети постоянно задают ей вопросы и просят объяснить.
Они говорят, что посмотрели задание, у них что-то не получилось, могу ли я их проконсультировать. У нас есть договоренность: после того, как они получили тему, они мне присылают вопросы, я последовательно на эти вопросы отвечаю, - говорит она.
Если тему не поняли, то организовывается видеоконференция. Первое время Нарожная пробовала с учениками 8 класса проводить целый урок по видеосвязи, но не все смогли подключиться. Пришлось смириться и работать как все.
Эмоционально сложно было и учительнице младших классов Елене Касаткиной. На душе было тревожно как учителям, так и родителям, но благодаря помощи психологов, удалось привыкнуть к новому ритму работы.
Учитель для дистанционного обучения использует "Кунделик", Bilimland, WhatsApp.
Уроки проверяет по почте, или в мессенджерах. Например, урок литературы проверяется по видеосвязи в WhatsApp. Младшеклассники с удовольствием включаются в процесс, им нравится отправлять видео, аудио, а также фотографии, говорит она.
Ее ученики смотрят телеуроки, но чтобы материал лучше закрепился, она также записывает видео.
Мы не просто даем задание, мы комментируем, отправляем видеоматериал. Я сажусь и специально записываю видео, чтобы дети слышали меня, видели, что я от них хочу. Несмотря на то, что четкого расписания у нас нет как при стандартных формах обучения, весь объем материала выполняется на 100%, - рассказывает она.
По возможности она проводит и видеоконференции. Дети хорошо усваивают материал, говорит Касаткина.
Школьный психолог Альфия Каирбекова рассказывает, что во время каникул были созданы родительские чаты. Туда высылаются рекомендации по поведению с детьми во время изоляции.
Вот часть рекомендаций, которые дают родителям:
- Измерять эмоциональную температуру, убеждаться, что родители способны разобраться со своими эмоциями. Это станет первым шагом к предотвращению конфликта с ребенком;
- Измерять эмоциональную температуру ребенка. Следить за тем, насколько поведение ребенка будет отличаться от обычного;
- Соблюдать режим;
- Младшим классам обеспечить выброс лишней энергии: продумать подвижные и спокойные игры, занять творческой деятельностью, придумать какую-нибудь подушечку от злости для выхода негативной энергии, попросить помочь по дому, но если ребенок не хочет, не заставлять его;
- Детям из старшей школы полезны беседы с родителями, просмотр фильмов, обсуждение, чтение литературы;
- Поддерживать физическую деятельность;
- Избегать суровых воспитательных мер, не запрещать общаться в сети с одноклассниками;
- Контролировать поступающую информацию, не читать рассылки в мессенджерах;
В школе также провели тестирование на определение эмоционального состояния учеников. Задача была выяснить, чем ученики занимаются в свободное от учебы время, в какой помощи они нуждаются и хотят ли снова ходить в школу или им понравилось учиться дистанционно.
Мониторинг показал, что в принципе на вопрос "оцените свое эмоциональное состояние" многие дети показали, что у них оно очень хорошее, но могло бы быть лучше. На тот момент вторая неделя подходила к концу, кто-то испытывал дискомфорт в плане общения, непонимания некоторых предметов, многие дети нуждались в том, чтобы видеть учителя, разговаривать с ним, чтобы понять материал. У них преобладало эмоциональное состояние – усталость, но в то же время спокойствие и радость. "Любовь к окружающим тебя людям" тоже очень большой процент детей выбрал, - говорит психолог.
Выяснилось, что в свободное время дети занимаются лепкой, рисованием, рукоделием, помогают родителям, гуляют с младшими братьями и так далее.
На вопрос про трудности большинство отметили, нехватку учительских глаз, внимания, непонимание материала, лишение общения с друзьями, совмещение дистанционного обучения с дополнительными курсами. Были также ответы про одиночество, где ребенок пишет, что остается дома один из-за того, что родители работают медиками или полицейскими.
На вопрос про обучение почти 96% опрошенных выбрали школу. Только 4% понравилось учиться дистанционно.
Но, согласно заявлению Президента, школьникам придется потерпеть. Накануне, 27 апреля, Касым-Жомарт Токаев сообщил о продлении режима чрезвычайного положения пока до 11 мая. В своей речи он отдельно затронул систему образования, сказав, что дистанционное обучение в вузах, колледжах, школах сохранится, несмотря на частичные послабления карантина.
Учителям, родителям и ученикам придется и дальше учиться и работать из дома. К тому же близится конец учебного года, потерпеть осталось всего месяц.
Айтурган Азимжанова