Что происходит в Туркестанской области
1 мая в пять утра в Узбекистане прорвало дамбу Сардобинского водохранилища. Вода затопила дома местных жителей и повредила посевные поля. Узбекские власти произвели сброс воды, чтобы уменьшить уровень в водохранилище. В результате она направилась в Казахстан и затопила пять поселков. Zakon.kz рассказывает, в чем причина подтопления, будет ли казахстанское правительство возмещать населению ущерб и как на месте ЧС спасают собак.
Сардобинское водохранилище строили семь лет и сдали в эксплуатацию в 2017 году. И вот, спустя три года, 1 мая в 5:55 утра дамбу прорвало. Власти Узбекистана говорят, что ЧП могло произойти из-за аномального ветра и сильного дождя. Однако узбекистанцы уверены: всему виной коррупция. По их мнению, водохранилище было построено недостаточно качественно из-за того, что закупили меньше материалов, чем было необходимо.
В результате прорыва были затоплены несколько населенных пунктов, повреждены дороги и сельскохозяйственные угодья. Генпрокуратура Узбекистана завела уголовное дело сразу по двум статьям: должностная халатность и нарушение правил безопасности горных, строительных или взрывоопасных работ.
Фото: акимат Туркестанской области
Вода из Узбекистана попала и на территорию Казахстана - в Мактааральский район Туркестанской области. Это произошло 2 мая в четыре утра. Затопило дома в пяти поселках: Жанатурмыс, Женис, Фердауси, Оргебас, Достык.
В районе пришлось объявить чрезвычайную ситуацию техногенного характера.
31 тысяча казахстанцев из 10 поселков, где был риск затопления, были эвакуированы в школы и колледжи соседних поселков. По сообщению властей, там им предоставили все самое необходимое, в том числе и средства защиты от коронавируса.
На месте работают сотрудники Комитета по чрезвычайным ситуациям. Кроме того, полиция оцепила поселки, чтобы не допустить мародерства.
Мы спросили у очевидцев, как проходила эвакуация и как себя чувствуют пострадавшие.
Приехали машины, зашли почти в каждый дом работники, кажется, акимата, и предупредили людей. Часть людей выехала самостоятельно, часть вывезло государство автобусами, грузовиками. Людям в ближайшем поселке Атакент приготовили школы, мечети, которые их приняли. В дальнейшем другие поселки действовали по этому же алгоритму, - рассказал журналист Кирилл Павлов.
Фото: Кирилл Павлов
По его словам, эвакуированные сильно переживают за скот, посевы. Предварительно известно, что в основном пострадали посевы хлопка, на втором месте стоит люцерна, на третьем бахчевые и потом уже овощи. Ущерб по растениеводству, по предварительным данным, составил около 404 млн тенге.
Волнение местных усиливает и недостаток информации о компенсациях. Дело в том, что власти только-только приступили к подсчету ущерба и пока неизвестно, кому сколько выплатят. Но в областном акимате уверяют: все затраты будут возмещены.
С едой проблем нет, с медикаментами тоже. Есть небольшая заминка по гигиеническим средствам и нижнему белью для женщин, но к вечеру решится – грузовики с гуманитаркой начали приходить только ночью, - отмечает Павлов.
Блогер Сергей Алексеенок рассказал, что был в поселке Фердауси. По его словам, там уже соорудили дамбу, но местные ожидают, что вода все еще будет прибывать. При этом прибывшей ранее водой заливают поля.
Вокруг много военных и сотрудников полиции. У входа в поселок расположены блокпосты.
На моих глазах вылавливали собак, видимо они сторожили дома, пока хозяев не было. Там большое скопление собак, - сказал он.
Сегодня, 4 мая, в Региональной службе коммуникаций отчитались, что вокруг поселков, где есть риск подтопления, возводятся защитные дамбы.
Фото: Комитет по чрезвычайным ситуациям
Также сообщили, что в пяти поселках угроза подтоплений миновала. Это значит, что, например, эвакуированным жителям села Мырзакент, где живет более 14 тысяч человек, завтра можно будет вернуться домой.
Сегодня наконец-то остановился дебет воды и уровень сохранился на прежней отметке. По мнению специалистов, через 10-15 дней можно будет осмотреть здания и помещения на предмет разрушений и оценить степень причиненного катастрофой ущерба, - написал Кирилл Павлов.