Казахстан сумел сохранить выдающиеся образцы национальной традиции меритократии – эксперт
В советский период нашей национальной истории, не смотря на унифицированные, классово-идеологические критерии отбора кадров на государственную службу, Казахстан сумел сохранить выдающиеся образцы национальной традиции меритократии вопреки господствовавшей традиции чинопочитания, коллективной безответственности и гражданской трусости. Об этом и другом читайте в статье ведущего научного сотрудника Института философии, политологии и религоведения Айдара Амребаева, передает zakon.kz.
В кочевой истории казахов вопрос власти являлся едва ли не ключевым, позволяющим человеку достичь высшей степени материального благополучия и морального удовлетворения. Собственно говоря, для номада достичь славы, богатства и уважения окружающих - это высшая доблесть и смысл существования. Практически все казахские героические эпические сказания начинаются с того, что главный герой "растет не по дням, а по часам" и становится знаменитым, достигая этого своим разумением, силой, ловкостью, высокими моральными качествами. Итогом такой мужественной карьеры является заслуженная власть и уважение народа.
В политической науке систему, когда народом управляет достойный, заслуживший свою власть, называют меритократией (букв. "власть достойных", от лат. meritus "достойный" + др.-греч. κράτος "власть, правление"). Власть в этом значении является главным призом, пределом мечтаний, достигнутым благодаря не только выдающимся качествам человека, но и достойным поступкам, на основе которых люди признают его амбиции на власть.
В казахской традиции исконно определению того, что является достойным и желанным для народа свойством человека, уделялось большое внимание. Практически, мечтой народа являлось создание системы "власти достойных правителей", которые будут заботиться о благе людей. Так, еще в древнетюркских эпитафиях были выбиты слова о том, что "основная забота кагана в том, чтобы насытить народ и поднять его дух (самооценку)" /"қағанның парызы халықтың қарынын тойғызып, беделін өсіру"… Кочевая политическая традиция в этом плане изобилует фактами и традиционной преемственностью выбора наиболее отвечающих этой задаче "людей длинной воли" (Лев Гумилев).
Особое значение в плане осознания человеком своей миссии казахи придавали "благородному происхождению и поведению" ("тектілік"). Это не только "генетический аристократизм", но и преданность высокой социальной миссии и поведению человека, преемственности принципа "благородного мужа", человека высоких моральных качеств, передачи из поколения в поколение ценностей чести и достоинства, имевших большое значение в казахской традиционной культуре.
Как известно, генетическая история зиждется у казахов на знании и беспрекословном соблюдении принципа "семи колен" ("жеті ата"), позволяющего не только избежать кровосмешения, но также твердо придерживаться сохранения в этической памяти потомков определенных высоких образцов поведения своих предков до седьмого колена и передачи этих идеалов в качестве ориентиров в поведении для последующих потомков в виде заветов и своеобразного морального кодекса семьи, рода, племени.
В то же время "печать" недостойного, низменного поведения какого-либо из предков являлось "темным пятном" в истории рода, также сохраняясь в исторической памяти людей, что требовало от потомков неимоверных усилий для исправления и избавления от негативного шлейфа достойными поступками.
Поэтому люди во власти всегда находились под широким общественным вниманием и должны были строго соблюдать высокий этический кодекс, дабы "не навредить" своей репутации, позиции своего рода и будущему имиджу своих потомков.
Если же тот или иной человек, особенно во власти, проявлял себя негативным образом, например, жестокостью, низостью, подлостью, корыстью, то он подвергался проклятиям ("қарғыс") не только современников, но также за его потомками закреплялся негативный имидж моральных изгоев в общинной среде, закрывая им тем самым не только моральный доступ к традиционным "социальным лифтам", но и права на достойную социальную коммуникацию в родной среде, государстве. Как правило, такие лица, имея "право откочевки", изгонялись из родины, обреченные на вечные скитания и гибель в безвестности…
Любопытно, что люди наделяли выдающихся в чем-то соплеменников особыми "отметинами"-прозвищами ("лақап ат"), которые могли носить как позитивный, так и негативный оттенок. При этом, такие прозвища отражали как индивидуальные качества индивида, так и тянущееся из поколения в поколение воспоминание о благородных или неблаговидных поступках предка.
В казахской традиции известны прозвища, обозначающие, например, особенности человека (Қарға бойлы Қазтуған), внешний вид (Көркем Уəли), мужественность (Дарабоз, Ер Сайын), силу (Балуан Шолақ), острословие, голос (Қаз дауысты Қазыбек), ясновидение, святость (Дуалы ауыз Қашаған, Əулие/Райымбек/), справедливость (Ақжол /Дайырқожа/).
Одновременно прозвища могли отражать и негативный след в имени хозяина, например, Тасжұрек, Қашқын, Жабай, Ұры и т.д. Эти знаки указывали на свойства человека и его наклонности, позволяя окружающим выявлять даже по внешним признакам достойных, которые, конечно, позднее либо оправдывали возложенную на них ответственность, либо запечатлевались в истории каким-то неблаговидным образом, что в перспективе закрывало дорогу будущим их потомкам…
И все же не внешние признаки были определяющими свойствами выбора достойных в степи. Прагматический склад ума номадов и достаточно жесткие условия жизни требовали более однозначных и конкретных критериев при оценке способности того или иного человека к полезной политической деятельности. И в этом плане ни аристократическое происхождение, ни богатство, ни физическая сила не гарантировала поддержку со стороны рода, племени.
В казахской кочевой истории сохранились примеры того, как на важных для всего народа этапах политической истории, на ответственные посты направлялись люди, наделенные особенными моральными свойствами, необходимыми для осуществления той или иной миссии, независимо от социального статуса. В казахском социуме шел постоянный отбор, своеобразная селекция, позволяющая отбирать достойных на самых разных уровнях социальной иерархии и участках жизнедеятельности.
Особо выдающихся людей, обладающих широким кругозором, известным универсализмом и, одновременно, множеством практических профессиональных навыков, называли, например, "сегіз қырлы, бір сырлы" (восемь качеств, сочетающихся в одном). При этом данные "общественные лифты", возносившие людей на вершину власти, характеризовались прозрачностью отбора и открытой конкуренцией участников. Практически не было никаких сословных, идеологических или иных ограничений для тех, кто "делал сам себя" на политическом поприще. Кочевая история изобилует фактами, когда даже "безусый юноша" мог быть направлен на дипломатическую миссию, если он обладал достаточным даром красноречия, ума и мужества отстаивать интересы народа. Пример - Айтеке би, который еще в юном возрасте участвовал в дипломатических миссиях от имени казахского ханства, а в 25 лет стал верховным бием Младшего вуза и впоследствии участвовал в заседаниях Ханского Совета при Хане Тауке, будучи одним из разработчиков свода "кочевой Конституции" того времени, - "Жеті Жарғы".
Интересно, что один из выдающихся государственных деятелей эпохи "Золотого века" казахской государственности, Толе би так видел свою жизненную миссию: "Обеспечение благополучия и мира среди народа, / Примирение враждующих родственных родов и племен, / Возвышение силы и достоинства государства, / Процветание страны и рост благосостояния людей"! ("Халық арасында саулық пен тыныштық орнату, / Жауласқан қандас рулар мен тайпаларды татауластыру, / Мемлекеттің күш-қуаты мен абыройын асқақтату, / Елдің гүлденуі мен адамдардың дәулетін арттыру"). Таким образом, Толе би общественные интересы ставил выше собственных индивидуальных интересов. По его мнению, это то качество, которое отличает государственного деятеля от обычных людей.
Другим свойством казахской ментальности всегда и, особенно, в связи с распространением мусульманской духовности в общественном выдвижении являлись такие моральные качества личности как совестливость, стыд, порядочность, самоуважение. Известны мудрые изречения степняков: "Мал сақтама, ар сақта" (Преумножай не материальные богатства, а храни свою честь и совесть), "Ердің құны бір ділдә, абыройы мың ділдә" (Цена мужчины в одном сердце, а его честь в тысяче сердец), "Ар – иманның жолдасы" (Совесть - друг веры), "Ақылың болса, арыңды сақта, ар-ұят керек әр уақытта" (Если разумен ты, то всегда храни в себе стыд и совесть), "Малым – жанымның садағасы, жаным – арымның садағасы" (Имущество во имя /жертва/ тела, а совесть во имя /жекртва/ души).
Такие глубокие мыслители как Абай, Шакарим, Машхур Жусип Копей и другие "моральные авторитеты" степи были носителями высоких нравственных принципов и социальных ориентиров. Они полагали, что служение обществу невозможно без личной духовной чистоты и порядочности. Только морально чистый и духовно зрелый человек может вести людей за собой. Эти мыслители своим жизненным примером фактически стали учителями нового слоя в казахском обществе, интеллигенции - "зиялы қауым".
В условиях вхождения казахского социума в лоно актуальных мировых цивилизационных трендов современности потребовало от нарождающегося "политического класса" степи расширения критериев достойного поведения, где наряду с высокими моральными свойствами особо почитались глубокие энциклопедические знания, активная гражданская позиция, высокий патриотизм.
На рубеже 19-20 веков мы видим взрывной рост числа получивших хорошее современное образование среди казахов в лучших учебных заведениях того времени, прецеденты высокого уровня политической социализации казахских интеллигентов в управленческих структурах и авторитетных учреждениях российской колониальной администрации и органах власти. Получение современных знаний и активная общественная деятельность становятся важным условием достижения жизненного успеха, высокой планки политической социализации и самоуважения.
В качестве выдающихся примеров этого можно привести фигуры, начиная с подвижников Шокана Валиханова и Ибрая Алтынсарина, и продолжая новой плеядой казахских просветителей, среди которых Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Мухамеджан Тынышпаев, Сакен Сейфуллин, Турар Рыскулов, Мустафа Шокай. Все эти общественные деятели казахской интеллигенции получили прекрасное образование и положили свои жизни во имя миссии служения казахскому народу.
В качестве отдельного примера служения родине примечательна персона Алимхана Ермекова, который проявил не только высокие профессиональные качества, будучи первым казахским профессором математики, но стал одним из основателей Алашской автономии и в 29 лет на встрече с Лениным и Сталиным в Москве по вопросу признания Алашской автономии с докладом "О положении Казахского края вообще, и по вопросу о границах, в особенности" убедительно доказал состоятельность нового современного казахского государства, практически в нынешних границах, по результатам чего руководством Советской власти было принято соответствующее решение.
В советский период нашей национальной истории, не смотря на унифицированные, классово-идеологические критерии отбора кадров на государственную службу, Казахстан сумел сохранить выдающиеся образцы национальной традиции меритократии вопреки господствовавшей традиции чинопочитания, коллективной безответственности и гражданской трусости.
В числе таких деятелей, оставшихся в национальной истории в качестве героев для подражания являются принципиальный военачальник времен Второй мировой войны Бауыржан Момышулы, образчики высокого патриотизма и беззаветного служения родине, настоящие государственники Жумабек Ташенов и Динмухамед Кунаев.
Новейшая история независимого государства, уже в условиях глобальной конкуренции стран и девальвации духовных ценностей, выдвигает целый ряд вызовов в плане формирования новой национальной модели меритократии в новых условиях. Профессионализм, технократический подход, ориентация на результат, умение принимать эффективные решения в условиях дефицита времени и ресурсов являются важными критериями успеха на государственной службе. Одновременно с этим, транзитный характер социально-экономических процессов, размытость ценностей в "эпоху перемен" дезориентируют общественные устремления в этом направлении.
Сужение и закрытость для большинства "социальных лифтов", маргинализация социальной среды, деидеологизация и коммерциализация функционирования государства в условиях рынка - серьезные вызовы на пути формирования новой модели меритократии в Казахстане. Тем не менее, взвешенное и мудрое решение Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева об уходе с поста главы государства с эволюционной сменой поколений политических лидеров, основанное на современных критериях эффективности и социальной ориентации всей государственной службы, является обоснованным и закономерным в процессе планомерного развития традиций государственности в Казахстане.
При этом сохранение за Первым Президентом статуса Лидера Нации, фундирует неизменность и преемственность авторитета власти при любых изменениях мировой конъюнктуры и выступает гарантом устойчивости политической системы, доказавшей свою состоятельность на протяжении десятилетий с момента обретения Независимости. А выбор действующим Президентом Касым-Жомартом Токаевым в качестве основного императива функционирования госслужбы идеологии "слышащего государства", позволяет надеяться на то, что основным лейтмотивом дальнейшей трансформации государственных институтов и политической модернизации в целом станет ориентир на реализацию всеобъемлющих интересов общества и каждого гражданина страны.
"Знаковым" явлением для нашей современной национальной практики меритократии является заявленная руководством партии "Nur Otan" политическая новация в виде внедрения в кадровой политике организации "праймериз", как предварительного отбора наиболее достойных членов общества в свои ряды. Примечательно, что эта новация не смотря на иностранные корни этого слова, имеет глубокие и прямые основания в нашей политической культуре.
Так, сегодня партия ставит задачу существенного омоложения партийных кадров и это в определенной степени коррелирует с вышеуказанными примерами отечественной политической истории. Примеры таких молодых и ярких политиков и общественных деятелей нашей истории, как Айтеке би, Абылай хан, Шокан Валиханов, Алимхан Ермеков и других, выдвинувшихся в свое время "звездочек на политическом небосклоне" казахской степи, должны вдохновлять и наших современников, открывая новые "социальные лифты", которые предоставляются сегодня партией "Nur Otan".
В этой связи следует отметить социальную мобильность молодежного крыла партии, многие яркие представители которого вливаются в ряды самой партии, демонстрируя преемственность и гармоничное сочетание молодой энергии и зрелой мудрости ее членов.
Важным направлением в дальнейшем морально-этическом совершенствовании партийных рядов является содержательная преемственность нравственных критериев отбора "достойных", которые из века в век, являясь мечтой нашего народа, сегодня выходят на передний план, составляя своеобразный этический кодекс как для членов партии, так и при поступлении на государственную службу. Эти добродетельные качества, о которых говорили наши великие мыслители Абай и Шакарим, не только на устах у нашей культурной элиты, но и обладают притягательной силой и вниманием со стороны молодежи.
Очевидно также, что морально-нравственным основанием нашей национальной идеологии, проводником которой призвана стать партия власти, являются именно эти вековые ценности и мечты казахского народа, такие как "совестливость", "честь и достоинство", высокая духовность и образованность, уважение к традиции и адаптивность к инновациям.
Думаю, что актуальной задачей дальнейшего партийного строительства в Казахстане следует, наряду с модернизацией общественного сознания, ставить задачу конструирования новой общественной структуры как социального базиса модернизации. К примеру, важной составляющей развитого гражданского общества является устойчивость и укорененность в культуре социальных страт (т.е. общественных, сословных, профессиональных, возрастных, этноконфессиональных, возрастных групп и классов). Этот процесс может быть обеспечен не только экономическим проектированием, но и широким просвещением народа, внедрением, к примеру, в политической практике деятельности партий элементов конкуренции, демонстрации образцов высоко этического поведения лидеров, пропаганды в массовом сознании передовых социально-этических стандартов и норм поведения.
Мы на деле наблюдаем процесс перехода от технократического принципа социального и политического проектирования к высоко этическому созиданию общества "с человеческим лицом", где главным критерием состоятельности становится гуманитарное измерение политики. Общество с особенным вниманием сегодня относится не столько к словам политиков, а к их конкретным достойным поступкам.
Очевидно замысел лидера партии "Nur Otan" Нурсултана Назарбаева при внедрении инициативы "праймериз" в практику работы партии, заключается в том, чтобы следующему поколению казахстанцев оставить высоко организованную и монолитную когорту состоятельных во всех отношениях современных политиков. Критериями при их отборе являются высокие морально-нравственные качества, укорененность в культуре и традиции нашего народа, способность отстаивать национальные интересы страны, служить примером чести и достоинства для следующих поколений казахстанцев.
Таким образом, примеры самоотверженной жизни и деятельности государственников Казахстана в разные периоды истории государства красноречиво доказывают, что наша национальная традиция высокой духовности и образованности, гражданской ответственности на службе интересов нации состоялась и подобные личностные образцы человеческого достоинства, активной гражданской позиции, патриотизма и совестливости могут служить примером настоящей модели казахской меритократии. Причем эти качества нашего народа, проявленные в драматичнейшие периоды национальной истории, когда страна стояла перед дилеммой "быть или не быть", дают основания полагать, что суверенный Казахстан сумеет преодолеть самые суровые вызовы и современной действительности.