Ветеран и профессор Уахит Шалекенов: Когда разрывались бомбы, мы бежали вперед
Ветеран Великой Отечественной войны Уахит Шалекенов поистине прошел удивительный путь в боях. Участник битвы на Курской дуге и освобождения Харькова награжден Орденами красной Звезды 1 и 2 степени, Орденом Отечественной войны, Орденами Ленина и Сталина, а также множеством юбилейных наград рассказал о тех страшных и непростых временах, передает zakon.kz.
Уахит Хамзинович родился в Астраханской области в 1924 году. В 30-х годах вся семья переехала в один из поселков Каракалпакской автономной республики. Ушел на фронт после шестимесячных курсов в звании младшего лейтенанта в феврале 1943 года.
Направляясь на фронт, поезд с призывниками не раз попадал под обстрел.
Мы много раз попадали под бомбардировку. Многие погибали, не доезжая до места. Когда бомбы падали, мы выскакивали из поезда и бежали к деревьям. Когда все заканчивалось, мы бежали обратно к поезду. Таким образом мы и доехали до Воронежа. Дальше шли своим ходом по дороге через лес. Таял снег, было невозможно дышать из-за запаха. Умерших людей не было видно под снегом. Это отчетливо осталось в моей памяти, - вспоминает Уахит Шалекенов.
В июле 1943 года Уахит Хамзинович находился близ Курска и начал оборонительную подготовку.
В начале августа началось наступление на Курской дуге. Две стороны очень хорошо готовились к битве. Танки шли друг на друга. Сгорали и взрывались. Била артиллерия, сотни самолетов летали над головами. В этой войне я был помощником командира взвода. Наша дивизия находилась под руководством Ивана Степановича Конева. Он был генерал-полковником, потом стал маршалом, - говорит Шалекенов.
Ветеран также рассказал об атаках на противника.
Сначала стреляли минометы, потом шла тяжелая артиллерия, дальше бомбардировщики. В такие моменты мы бежали вперед, как нас учили. Снаряды попадают по "старым" точкам, тебе нужно бежать дальше. Успеешь или нет, все зависит от тебя. Так мы отбивали позиции у немцев, проходя с одного села на другое. Освободили Старый Оскол, Новый Оскол, затем вошли в Харьков, - вспомнил Уахит Шалекенов.
В битве за Харьков Уахит Хамзинович получил ранения в руку и ногу. Сперва его отправили в полевой госпиталь, а затем перенаправили в Фрунзе, ныне Бишкек. Его вылечили, государственная комиссия признала Уахита негодным к строевой службе. После этого он отправился домой.
В школе, где я учился, я работал военруком. Готовил к войне учеников. Делился своими знаниями и опытом. В 1944 году в Каракалпакстане открылся исторический факультет. Узнал, что туда набирают студентов и поступил туда. Кроме этого также был военруком. Преподавал военное дело, - сказал Уахит Шалекенов.
После войны Уахит Хамзинович продолжил научную деятельность в сфере истории. Возглавлял археологические экспедиции, а также писал научные труды, касающиеся этнографии. Работал деканом Казахского государственного университета (ныне КазНУ им. аль-Фараби). Доктор исторических наук, профессор и заслуженный деятель науки готовит четвертый том этнографии Казахстана.