Как будет оказываться медпомощь по новому Кодексу о здоровье
Новый кодекс "О здоровье народа и системе здравоохранения", который вчера вечером подписал глава государства, предусматривает трехуровневую систему оказания медицинской помощи (международный стандарт), передает zakon.kz.
Так, медицинская помощь предоставляется в следующих объемах:
- минимальный, представляющий собой гарантированный объем бесплатной медицинской помощи;
- базовый, представляющий собой медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования в соответствии с законом "Об обязательном социальном медицинском страховании";
- дополнительный объем медицинской помощи, включающий: медицинскую помощь в рамках добровольного медицинского страхования и медицинскую помощь, предоставляемую за счет оказания платных услуг и иных источников.
Как отмечается, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам Республики Казахстан, оралманам, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, за счет бюджетных средств, включает профилактические, диагностические и лечебные медицинские услуги, обладающие наибольшей доказанной эффективностью, а также лекарственную помощь.
Перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи утверждается Правительством РК.
При это медицинская помощь, входящая в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, оказывается на основе клинических протоколов медицинскими работниками, допущенными к клинической практике на территории республики.
В гарантированный объем бесплатной медицинской помощи входят:
1. скорая медицинская помощь;
2. санитарная авиация;
3. первичная медико-санитарная помощь:
- профилактические прививки против инфекционных и паразитарных заболеваний согласно перечню, определяемому Правительством РК;
- профилактические медицинские осмотры целевых групп населения, устанавливаемых уполномоченным органом, за исключением лиц, указанных в законе "Об обязательном социальном медицинском страховании";
- патронаж детей в возрасте до одного года;
- наблюдение беременности и планирование семьи;
-динамическое наблюдение больных с хроническими заболеваниями по перечню, определяемому уполномоченным органом;
- медико-социальная помощь при социально значимых заболеваниях по перечню, определяемому уполномоченным органом;
- неотложная медицинская помощь;
- прием, консультация специалиста первичной медико-санитарной помощи, в том числе при острых или обострении хронических заболеваний;
- диагностические услуги, в том числе лабораторная диагностика, по перечню, определяемому уполномоченным органом;
- консультирование пациентов по вопросам здорового образа жизни, репродуктивного здоровья и планирования семьи;
4) консультативно-диагностическая помощь по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи и профильных специалистов:
- медико-социальная помощь лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями, включая их динамическое наблюдение;
- прием и консультации профильными специалистами лиц с хроническими заболеваниями, подлежащими динамическому наблюдению;
- диагностические услуги, в том числе лабораторная диагностика, по перечню, определяемому уполномоченным органом;
5) стационарозамещающая медицинская помощь для:
- лечения социально значимых заболеваний;
- лечения хронических заболеваний, подлежащих динамическому наблюдению;
- проведения лечебно-диагностических мероприятий в приемном отделении стационара до установления диагноза, не требующего лечения в условиях круглосуточного стационара;
6) стационарная медицинская помощь, включающая лечение:
пациентов, госпитализированных по экстренным показаниям;
социально значимых заболеваний;
инфекционных заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемому уполномоченным органом;
хронических заболеваний, подлежащих динамическому наблюдению;
7) обеспечение препаратами крови и ее компонентами по медицинским показаниям;
8) восстановительное лечение и медицинская реабилитация больных туберкулезом и перенесших туберкулез;
9) паллиативная помощь и сестринский уход для отдельных категорий населения;
10) патологоанатомическая диагностика при:
патологоанатомическом вскрытии;
хронических заболеваниях, подлежащих динамическому наблюдению, социально значимых заболеваниях;
инфекционных заболеваниях и заболеваниях, представляющих опасность для окружающих;
11) подготовка трупа к изъятию органов или тканей, изъятие, консервация, заготовка, хранение, транспортировка ткани (части ткани) или органов (части органов) с целью трансплантации тканей (части ткани) или органов.
Источниками финансового обеспечения системы здравоохранения являются:
- бюджетные средства;
- активы фонда социального медицинского страхования;
- средства добровольного медицинского страхования;
- средства, полученные за оказание платных услуг;
- средства, полученные от сооплаты;
- средства, поступившие в качестве добровольных пожертвований от физических и юридических лиц;
- иные источники, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
При этом финансовые средства в области здравоохранения направляются на:
1) реализацию программ укрепления и развития общественного здравоохранения;
2) подготовку и повышение квалификации кадров в области здравоохранения;
3) развитие и внедрение достижений медицинской и фармацевтической наук;
4) оплату услуг субъектов здравоохранения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования;
5) приобретение лекарственных средств, медицинских изделий, крови и ее компонентов, вакцин и других иммунобиологических лекарственных препаратов;
6) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
7) содержание государственных учреждений здравоохранения;
8) материально-техническое оснащение организаций здравоохранения;
9) развитие инфраструктуры здравоохранения;
10) иные расходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Отметим, что в действующем до этого Кодексе отсутствовали нормы по оказанию медицинской помощи по уровням.
Как отмечали разработчики кодекса, оказание трехуровневой медицинской помощи (первичная, вторичная, третичная) позволяет управлять потоками пациентов на всех уровнях и готова принять пациентов любого профиля в стационары.
Кодексом также вводится особый порядок проведения проверок в отношении субъектов (объектов) здравоохранения, оказывающих услуги родовспоможения при осуществлении государственного контроля в сфере оказания медицинских услуг (помощи).
Этого не было предусмотрено действующим Кодексом и Предпринимательским кодексом.
Таким образом ожидается повышение качества оказания медицинских услуг по родовспоможению.
Кроме того, предусматриваются особенности организации медицинской помощи в сельской местности по использованию передвижных медицинских комплексов (мобильные клиники на автомобиле), медицинских поездов и средств оказания дистанционных медицинских услуг с учетом географической отдаленности, плотности населения, демографических показателей, особенностей половозрастного состава и иных критериев, влияющих на доступность медицинской помощи.
Кодекс также предусматривает адмответственность за предоставление на платной основе медицинской помощи, оказываемой в рамках ГОБМП и ОСМС.
Как ожидается, новый Кодекс сделает медицинскую помощь более доступной, в том числе в сельской местности.