Железная дорога против вирусов: какие меры приняты для защиты пассажиров
В Казахстане пока сохраняется ряд карантинных ограничений, хотя постепенно все больше объектов возвращаются к обычной жизни. Так, например, салоны красоты, фитнес-центры и бассейны теперь принимают посетителей и в выходные дни. Разрешено передвижение пригородных пассажирских поездов и электричек, однако на железной дороге по-прежнему сохраняются усиленные санитарные меры. Как обеспечивается защита казахстанцев от COVID-19 во время поездок на поездах и какую роль в этом играют новые технологии, читайте в материале zakon.kz.
Как ходят поезда во время поэтапного снятия карантина?
Необходимость во временном ограничении движения пассажирских поездов на отдельных направлениях сохраняется. Так, по-прежнему не действует приостановленный в августе маршрут "Нур-Султан-1 – Достык", в сентябре временно приостановлено курсирование пассажирских поездов прицепных и беспересадочных вагонов по шести направлениям.
А вот поезда № 4/3 "Нур-Султан - Нурлы жол – Алматы-2" и №25/26 "Алматы-2 – Шымкент" возобновили курсирование. Также назначены дополнительные рейсы на поезда № 68/67 "Нур-Султан - Нурлы жол – Оскемен-1".
В целом, железнодорожное сообщение сохранено на территории всей страны за исключением Атырауской и Мангистауской областей. По словам главного санврача на транспорте РК Садвакаса Байгабулова, для этих регионов ограничение будет действовать до конца карантина.
Что нужно знать, отправляясь в поездку?
К путешествию на поезде следует подготовиться заранее: запастись масками, перчатками, антисептиками. На входе в вокзалы каждого проверяют с помощью бесконтактной термометрии, однако измерить температуру лучше дома. Если она повышена, "Пассажирские перевозки" (национальный перевозчик, входит в структуру КТЖ) рекомендуют отложить путешествие, чтобы не подвергать риску себя и окружающих.
Напомним, что на вокзале необходимо носить маску и соблюдать социальную дистанцию не менее одного метра. Этих же правил пассажиры должны придерживаться и в вагоне.
Не стоит забывать и об элементарных мерах гигиенической безопасности: как можно чаще мыть руки и стараться не трогать ими глаза, нос и рот. Также не стоит пожимать руки при встрече, а при кашле и чихании лучше прикрывать рот и нос салфеткой или сгибом локтя.
В случае ухудшения самочувствия в дороге нужно обратиться к проводнику.
Как в поездах усилили меры безопасности?
Для того, чтобы максимально снизить риск распространения КВИ в поездах, их регулярно проветривают и дезинфицируют. Уборка с применением обеззараживающих средств проводится в вагонах как в пути следования, так и после каждого рейса. Особое внимание уделяют и обработке постельного белья.
Кстати, делать это стало значительно проще после закупки нового белья. Напомним, в прошлом году в поездах появились мягкие подушки из синтепона, водоотталкивающие матрасы и более качественное постельное белье. Их можно легко и быстро постирать и высушить.
В новых вагонах, собранных на вагоностроительном заводе "Тулпар" по технологии Тверского вагоностроительного завода (входит в состав "Трансмашхолдинга", российского производителя подвижного состава для железных дорог), безопасность обеспечивается и с помощью систем обеззараживания воздуха.
В системе вентиляции есть специальная установка, в которой находится ультрафиолетовая лампа, способная с помощью излучения уничтожать бактерии и вирусы. Также за счет системы фильтрации воздух очищается. И таким образом в вагон он попадает чистым и обеззараженным, – отмечает Садвакас Байгабулов.
Заместитель генерального директора Союза транспортников Казахстана "Kazlogistics" Канат Мукушев отметил, что эффективность этих установок подтверждена авторитетным профильным учреждением. Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, входящий в состав российской государственной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проводил несколько этапов испытаний.
Первый этап – лабораторные испытания, которые проходят на макете. Проверяют, может ли бактерицидная установка обеспечить выполнение санитарных правил. Второй этап – это натурные испытания в климатической камере. Третий этап включал в себя ходовые испытания с волонтерами на железнодорожной инфраструктуре. Проверки показали, что установки реально работают, и при этом они безопасны для пассажиров, – подчеркивает Канат Мукушев.
Сегодня в Казахстане имеются 137 вагонов с такими установками. Они курсируют по направлениям Атырау–Алматы, Нур-Султан – Сарыагаш и Нур-Султан – Аркалык.
Вагонный парк продолжит обновляться
То, что КТЖ обновляет свой парк, который, в основном, представлен вагонами еще прошлого столетия, подтверждает их системный подход в решении этой задачи. Это особенно важно в условиях пандемии коронавируса. Внедрение новых вагонов с системами обеззараживания – своевременная и действенная мера, – уверен Садвакас Байгабулов.
Причем компания намерена продолжать внедрять новые стандарты обслуживания пассажиров и обновлять парк пассажирских вагонов, несмотря на снижение объемов перевозок из-за пандемии. Об этом на встрече с президентом Касым-Жомартом Токаевым рассказал председатель правления КТЖ Сауат Мынбаев.
Напомним, в КТЖ приняли Стратегию обновления пассажирского подвижного состава до 2029 года. Национальный оператор приобретет до конца года 100 вагонокомплектов, выпущенных "Трансмашхолдингом".
В скором времени казахстанцы смогут оценить новые вагоны. По словам главного санитарного врача Казахстана Айжан Есмагамбетовой, по сравнению с июнем и июлем эпидемиологическая ситуация в стране стабильная и нового ужесточения карантина в сентябре не ожидается.