Президент казахстанской авиакомпании поставлял оружие в Ливию
Двое граждан Казахстана были вовлечены в процесс незаконной поставки оружия в Ливию. Об этом сегодня на пресс-конференции рассказал генеральный директор АО "Авиационная администрация Казахстана" Питер Гриффитс, сообщает корреспондент zakon.kz.
В октябре 2019 года ООН направило запрос в министерство иностранных дел с требованием провести проверку нескольких авиакомпаний. Тогда у международной организации были подозрения о противоправной деятельности. А конкретно, казахстанские компании обвиняли в незаконной перевозке оружия в Ливию вопреки резолюции ООН.
Авиационная администрация начала проверку документов (они также были отправлены в ООН), по ее итогам подозрения подтвердились - авиакомпании Sigma Airlines ,AzeeAir и JenisAir нарушили резолюцию ООН.
Группа инспекторов по обнаружению незаконного ввоза оружия продолжила расследование в отношении трех организаций и уведомила нас где-то полтора месяца назад, что будут продолжать принимать меры по отношению к этим организациям. Совместно с Евросоюзом мы приняли меры в отношении авиакомпании Sigma Airlines. На сегодняшний день у Sigma Airlines нет права совершать полеты в Европу, для того, чтобы обезопасить европейские страны. AzeeAir и JenisAir продолжают полеты в Ливию, так как они зарегистрировали свои воздушные суда в Республике Кыргызстан, - сообщил Гриффитс.
Он также отметил, что в преступные действия вовлечено только 2 гражданина Казахстана, один из которых является президентом компании Sigma Airlines.
Полеты совершаются не из Казахстана, из ОАЭ и других стран, таких как Египет и Иордания. Дело в том, что Казахстан используется в качестве удобного способа, выгодного для совершения воздушных перелетов, то есть используется флаг Казахстана. И со стороны Казахстана эти действия не поддерживаются, - отметил спикер.
По его словам, прежнее руководство Комитета гражданской авиации позволяло иностранным гражданам регистрировать свои авиакомпании на территории Казахстана. С появлением письма от СБ ООН у Авиационной администрации были подозрения и в отношении четвертой компании - Jupiter Jet. Но проверка нарушений не выявила.
К сожалению, это исторически сложившийся вопрос, который был решен в период, когда за организацию отвечал КГА. На то были причины, чтобы предоставить определенным иностранным организациям возможность регистрироваться в Казахстане и совершать полеты. Но сейчас мы пересматриваем это правило, чтобы мы соответствовали всем международным стандартам и в том случае, если организации хотят зарегистрироваться в реестре казахстанского регулятора, то будет обязательное требование, что они должны выполнять определенную долю полетов и на территории Казахстана. Таким образом мы сможем защитить интересы Казахстана. И три компании, которые нарушали эти правила, они уже исключены из этого списка, - отметил Гриффитс.
К слову, в процессе расследования, при отслеживании полетов воздушных судов авиакомпаний, оказалось, что Sigma Airlines так же совершала полеты в Антарктику, нарушая законы Чили. А именно производили незаконные пассажирские перевозки.
В отношении этого дела задействованы органы нескольких государств, а так же министерств. Мы продолжаем работу с командой ООН по этому делу для того, чтобы завершить данное расследование и выполнить отзыв сертификатов эксплуатантов этих организаций, которое займет от 3-х до 6-ти месяцев, - добавил спикер.
Он пояснил, что сроки регламентированы законодательством РК. И именно поэтому Авиационная администрация не может срочно отозвать сертификат эксплуатанта.
Татьяна Ковалева, Нур-Султан