В КоАП внесут изменения, касающиеся защиты прав потребителей
Комитет по защите прав потребителей разработал консультативный документ к проекту закона "О внесении изменений в Кодекс Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", сообщает zakon.kz.
Как отмечается, документ разработан в связи с регулярным несоблюдением обязанностей и нарушений требований законодательства о защите прав потребителей.
В настоящее время Кодексом РК «Об административных правонарушениях» не предусматриваются охранные и предупредительные нормы по обязанностям и требованиям к продавцу (изготовителю, исполнителю), которые указаны законом. Также отмечается крайне неэффективная санкция, предусмотренная частью пятой статьи 190 КоАП, - говорится в обосновании.
Согласно социологическому опросу среди населения в 2020 году, проведенному комитетом во всех регионах республики, о степени удовлетворенности сферой услуг и обслуживания наиболее проблемными сферами услуг для потребителей являются:
- Медицинские услуги. Не удовлетворены данной сферой 45,9% опрошенных;
- Транспортные услуги. Не удовлетворены данной сферой 43,2% опрошенных;
- Образовательные услуги. Не удовлетворены данной сферой 41,6% опрошенных;
- Услуги связи. Не удовлетворены данной сферой 36% опрошенных.
По данным органов внутренних дел, в 2020 году по части 5 ст. 190 (нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей) КоАП РК зарегистрировано всего 18 административных правонарушений. За пять месяцев 2021 года зарегистрировано 18 административных правонарушений.
В связи с чем для изменения ситуации предлагается внести изменения в статьи 190, 685 и 715 КоАП, которые наделят сотрудников полиции и госконтролеров дополнительными полномочиями и функциями в области реагирования на нарушения прав потребителей.
Ожидается, что данные изменения:
- дисциплинируют субъекты бизнеса, реализующих товары потребителям либо выполняющих для них работы или оказывающих им услуги;
- будут способствовать предупреждению нарушений прав и законных интересов потребителей в силу предупредительного эффекта КоАП;
- снижению уровня неудовлетворенности и повышение потребительских спросов на товары, работы и услуги на внутреннем рынке;
- в свою очередь повысится качество представляемых товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке в силу предупредительного эффекта КоАП.
Документ размещен на сайте "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 30 сентября.