Законопроект «О теплоэнергетике» разработали в Казахстане
Министерство энергетики разработало концепцию и проект закона «О теплоэнергетике», сообщает Zakon.kz.
Как отмечают разработчики, на сегодняшний день в республике на законодательном уровне отсутствует нормативный правовой акт, который устанавливал бы полноценную правовую основу для регулирования теплоэнергетики и всей совокупности отношений в области теплоснабжения. Также отсутствует государственное ведомство, ответственное за состояние, техническую политику и развитие систем теплоснабжения.
Предлагаемый законопроект устанавливает нормы функционирования электроэнергетики, в том числе основы формирования и деятельности национальной электрической сети, рынка электрической энергии.
При этом структура рынка электрической энергии имеет кардинальное отличие от рынка тепловой энергии. В связи с чем необходимо обеспечить четкое разграничение сфер тепло- и электроэнергетики. Кроме того, в отношении отрасли электроэнергетики определен уполномоченный орган, ответственный за состояние и развитие всей отрасли в целом – Министерство энергетики Республики Казахстан. Тогда как в отношении теплоэнергетики такого уполномоченного органа, ответственного за всю отрасль в целом, нет, – говорится в документе.
Планируется установить принципы и нормы, касающиеся прав и обязанностей субъектов, занятых в сфере теплоснабжения, а также потребителей, и определить роли и функции центральных и местных органов государственной власти.
Как отмечают в Минэнерго, отсутствие прочной специализированной правовой базы для отрасли привело к реальным и существенным проблемам – недостаточные темпы развития систем теплоснабжения, низкий уровень инвестиций в отрасль, отставание теплоэнергетики от основных целевых показателей в устойчивом и социально ориентированном развитии.
Во всех сегментах и на всех стадиях процесса (производство, передача, распределение и потребление тепловой энергии) присутствуют существенные технические, экономические проблемы, а также недостатки в сфере правовых отношений, регуляторного контроля и формирования стратегий и планов развития, – указывается в концепции.
Основными техническими проблемами являются:
высокая степень износа основного оборудования – в среднем по стране износ теплосетей составляет 59%;
низкий тепловой КПД (только 35-50% химической энергии топлива преобразуется в электрическую и тепловую энергию, отпускаемую в сеть казахстанскими ТЭЦ, по сравнению с КПД до 70% в передовых международных системах);
отсутствуют или не работают перекачивающие насосы на прямой и обратной тепломагистралях, полностью или частично отсутствует теплоизоляция, не налажен гидравлический режим теплосетей, не во всех сетях проводятся гидравлические, температурные испытания и испытания на плотность;
в некоторых регионах отсутствуют схемы развития тепловых сетей;
низкая надежность, несоблюдение качественных параметров, несоблюдение температурных графиков, неконтролируемый водохимический режим в централизованных системах локального централизованного теплоснабжения;
низкий уровень автоматизации процессов на предприятиях по производству, передаче и распределению тепловой энергии;
недостаточный контроль качества топлива, использование топлива с низкой теплотворной способностью (калорийностью), использование непроектного топлива, которое вредит оборудованию, не учтены вопросы утилизации остатков топлива;
высокие потери тепловой энергии в тепловых сетях (30% по сравнению с 10% в современных системах);
высокая потребность в электроэнергии для поддержания гидравлического режима;
сезонный режим работы систем централизованного теплоснабжения создает дополнительные проблемы для потребителей, которые вынуждены самостоятельно решать вопрос горячего водоснабжения во время межсезонного перерыва, и, кроме того, отрицательно сказывается на технико-экономических показателях теплоэлектроцентралей, крупных районных котельных;
отсутствие эффективной организации и планирования ремонтных работ для поддержания и восстановления основного и вспомогательного оборудования ТЭЦ, котельных и теплосетей;
преобладание устаревших и загрязняющих технологий и низкая эффективность теплоэнергетики;
отсутствие программ и планов внедрения инновационных направлений и технологий в области теплоэнергетики;
высокий уровень выбросов вредных веществ, при использовании угля для теплогенерации при одновременном отсутствии вовлечения альтернативных и возобновляемых источников энергии в энергобаланс;
отсутствие реализованных технических решений для использования избыточного тепла от промышленности и ВИЭ;
существенная нехватка профессиональных кадров и низкий уровень подготовки молодых специалистов и т. д.
Также в документе указываются основные экономические проблемы отрасли.
Среди которых отсутствие обоснованных нормативов потребления, потерь для подтверждения уровня фактических затрат, и метод ценового регулирования не стимулирует предприятия тепловой энергетики к повышению энергоэффективности (например, снижение удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, снижение потерь тепла в сетях). Низкие показатели потерь не поощряются, в связи с чем нет стимулов для проведения мероприятий по энергоэффективности.
Называются и основные недостатки в сфере регуляторного контроля, среди которых отсутствие единого центра ответственности за отрасль; отсутствие четкого разграничения полномочий государственных органов, осуществляющих формирование политики в отрасли; отсутствие единой долгосрочной стратегии в отрасли и др.
В настоящее время субъекты сектора оперируют завышенными тепловыми нагрузками, которые берутся из проектов старых систем теплоснабжения и планов развития, – отмечают в Минэнерго.
Кроме того, отсутствует детальная проработка вопроса о порядке учета отпуска тепловой энергии и теплоносителя в соответствующих нормативных правовых актах, отсутствует достаточный объем информации, необходимый для корректной организации взаимодействия по вопросам учета в сфере теплоэнергетики.
Анализ проблем, сложившихся в процессе эксплуатации и развития отрасли теплоэнергетики республики, показал, что их эффективное решение не может быть обеспечено без создания системного правового обеспечения в рамках специального закона «О теплоэнергетике», который бы устанавливал:
правовые, экономические и организационные отношения в отрасли теплоэнергетики для всех систем теплоснабжения, действующих в республике;
полномочия государственных органов по контролю и регулированию этих отношений;
права и обязанности всех субъектов теплоснабжения, участвующих в процессах производства, транспортировки и потребления тепловой энергии.
Новое законодательство должно позволить обеспечить технологическое обновление отрасли, возможность предоставления надежной, качественной услуги потребителю, сокращение удельного и абсолютного уровня выбросов при оказании услуги, с минимально возможной нагрузкой на бюджет, – считают в Минэнерго.
Полный текст документов можно посмотреть на сайте "Открытые НПА", где они размещены для публичного обсуждения до 26 ноября.