Лента новостей
0

Мы должны уважать пациентов и защищать их права — главный эндокринолог РК

Жанай Аканов, фото - Новости Zakon.kz от 25.11.2021 11:24 Из личного архива Жаная Аканова
О ситуации с заболеванием сахарным диабетом в стране Zakon.kz рассказал руководитель Казахстанского общества по изучению диабета, главный внештатный эндокринолог Минздрава Жанай Аканов. По его мнению, необходимо принять национальную программу по лечению инсулинозависимых больных.  

— Жанай Аканович, какая сейчас в Казахстане ситуация с заболеванием сахарным диабетом? Недавно вы даже провели большую международную конференцию по этому вопросу и привлекли ведущих зарубежных эндокринологов. Есть проблемы?

Действительно мы провели такую конференцию в режиме онлайн, и называлась она «Всемирный день борьбы с диабетом-2021: век инноваций». Конференция прошла в рамках 100-летия со дня открытия инсулина и 5-летия Казахстанского общества по изучению диабета (КОИД).

В мероприятии приняли участи десять  стран. Это Катар, Индия, Япония, Великобритания, Узбекистан, Азербайджан, Украина, Россия, Беларусь. Хотелось бы  подчеркнуть, что мы первые в Казахстане, которые сотрудничают в сфере эндокринологии и метаболического синдрома с самой экономически развитой страной мира – Катаром. Мы очень гордимся сотрудничеством с Ближним Востоком. Как известно, Катар имеет лучших специалистов во всех сферах медицины.

История доказала, что развитие медицины идет колоссальными темпами. Не исключен тот день, когда появится научное открытие, которое позволит найти эффективную замену современной инсулинотерапии. На протяжении уже 40 лет идут работы по пересадке бета-клеток с параллельной селективной иммуносупрессией их отторжения; по выращиванию иммунологически защищенных стволовых слеток, которые после пересадки реципиенту запрограммированы на преобразование в бета-клетки; по полной пересадке поджелудочной железы: активно разрабатываются системы замкнутого контура в помповой инсулинотерапии и другие современные технологии.

Сегодня мы отдаем дань уважения первопроходцам во главе с Бантингом, а также 100 годам важнейших открытий, благодаря которым воплотилась мечта ученых, врачей и пациентов о том, чтобы жизнь пациентов с сахарным диабетом была качественной и полноценной.

100 лет назад диагноз «сахарный диабет» звучал как смертный приговор, многие пациенты умирали из-за отсутствия эффективного лечения. Все изменилось в 1921 году, когда канадские ученые открыли инсулин. Поистине это историческое событие – одно из ключевых, основополагающих открытий человеческой цивилизации, ставшее спасением для пациентов с диабетом и верным союзником врачей по всему миру, которые борются с этим грозным недугом. Открытие инсулина можно поставить в один ряд с изобретением вакцины против таких инфекционных заболеваний, как полиомиелит и вирус натуральной оспы.

Если учесть,  что уровень инсулинизации, то есть количество инсулинозависимых больных, составляет от 17% в Казахстане и до 30% в странах Европы, то, понятно, инсулин играет очень большую роль в лечении сахарного диабета: для первого типа – 100%, для второго – при наличии тяжелых осложнений и длительной декомпенсации обмена. И мы стараемся облегчить жизнь пациентов с диабетом путем объединения науки и практики, связанных с оказанием специализированной медицинской помощи и улучшения качества жизни пациентов.  

Конечно, сахарный диабет в то время был не так распространен, как сейчас, но, тем не менее, болезнь эта известна давно, по крайней мере, первое описание встречается во втором веке до нашей эры.

— Можно ли выявить сахарный диабет на ранней стадии?

— Конечно. Одним из важных подходов к ранней профилактике и выявлению сахарного диабета является диабетическая настороженность. Этот термин был предложен Казахстанским обществом по изучению диабета еще в 2016 году по аналогии с онкологической и туберкулезной настороженностью.

— То есть сахарный диабет стоит уже наравне с онкологией и туберкулезом?

— К сожалению, первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) страны пока не может осуществить полный контроль над преддиабетом и диабетом, поэтому наши специалисты подали идею внедрить диабетическую настороженность именно на этом уровне.

— Что это даст?

— Это позволит создать условия для раннего выявления как преддиабета, так и самого сахарного диабета, а также макро- и микрососудистых осложнений, определить уязвимые органы и системы. К сожалению, довольно часто пациенты приходят с уже запущенными формами болезни, поэтому мы стали проводить благотворительные акции по скринингу пациентов с преддиабетом и диабетом.  

— Как на практике выглядит диабетическая настороженность, как ее распознать?

— Определить диабетическую настороженность очень просто, для этого нужно прийти в свою поликлинику согласно графику скрининга, измерить вес, рост, узнать индекс массы тела и определить глюкозу капиллярной крови натощак или пройти тест на гликированный гемоглобин по показаниям. Это элементарные, абсолютно незатратные действия.  

— У людей на слуху больше слово «диабет». Что такое преддиабет?

— Преддиабет – это состояние, когда у человека появляется высокий риск развития сахарного диабета второго типа. Это очень серьезное заболевание, при котором уровень сахара в крови выше нормы, но еще недостаточно высок, чтобы его можно было диагностировать как сам диабет. Объясню, как говорится, на пальцах.

Диабет второго типа – СД 2 – проходит через стадию преддиабета (в отличие от СД 1 типа, когда начало развития острое). То есть это состояние, предшествующее развитию собственно диабета, этот процесс может растянуться на долгие месяцы и даже годы. Если преддиабет предупредить на раннем этапе, то развитие собственно сахарного диабета можно сократить в разы.

— Какова истинная картина распространенности преддиабета в Казахстане?  

— Трудно сказать… Без общенационального скрининга на уровне первичной медико-санитарной помощи это сделать невозможно. По своим примерным подсчетам, мы предполагаем распространенность преддиабета в районе около 8%, или около 1,5 млн человек.

— Кто наиболее подвержен преддиабету и диабету, кто особенно должен быть осторожным в этом плане?  

— Список людей, которые должны быть особенно осторожными в отношении этих болезней, довольно широк. Им могут страдать близнецы, у которых один из родителей диабетик, или у кого есть родственники-диабетики по первой и второй линии.

Также в этот список входят женщины, родившие ребенка весом 4,5 кг и более. Матери детей с пороками развития, женщины с глюкозурией во время беременности или после выкидыша или рождения мертвого ребенка. Лица, страдающие ожирением, гипертонией, подагрой и так далее, и те, у кого есть заболевания печени, желчевыводящих протоков, поджелудочной железы, хронические инфекции мочевыводящих путей и органов дыхания, хронические поражения почек и другое.

Сюда же можно отнести людей пожилого и старческого возраста, детей и подростков с избыточным весом, а также детей, чьи мамы болели диабетом во время беременности.

— Преддиабет управляем?

— Да. Причем это не требует от человека каких-то особых усилий или ограничений, если он, конечно, хорошо информирован и мотивирован. К сожалению, многие пациенты не знают состояние своего здоровья и факторов риска до тех пор, пока у них не разовьется сахарный диабет, что подтверждают и данные ВОЗ.   

Поэтому больше половины всех прямых медицинских расходов приходится на лечение осложнений диабета. Вот почему важны ранняя диагностика заболевания, своевременное выявление осложнений и сопутствующих заболеваний, что могло бы препятствовать развитию диабета, и мы об этом постоянно говорим.

— Выходит, лечение сахарного диабета – дорогое удовольствие?

— В этом году мы с помощью коллег из России, Беларуси, Японии и Индии провели очень сложное национальное исследование, которое называется «Бремя диабета для Республики Казахстан» для понимания реальных затрат на это заболевание. Окончательные  результаты этого  колоссального труда озвучили на международной конференции.

Так вот, расходы на лечение диабета составляют ежегодно свыше 436 млрд тг, или около $1 млрд. Сюда включены все факторы – социальные, финансовые, клинические. Это огромная сумма, огромная нагрузка на бюджет.

Следовательно, нам необходимо сделать грамотные выводы и принять действенные меры по снижению заболеваемости сахарным диабетом со стороны государства и, как минимум, не допускать ее нынешних тенденций постоянного роста. В настоящий момент документы этого исследования изучают в Министерстве здравоохранения.

— А можно ли нам самим предпринять какие-то меры по предупреждению диабета?

—  Не можно, а нужно, тем более, что эти меры достаточно просты и доступны.

Главное, вести здоровый образ жизни, не иметь лишнего веса, поддерживать физическую активность хотя бы 30 минут в день, придерживаться здорового питания, поменьше употреблять сахар и насыщенные жиры, не иметь вредных привычек. Это все в наших руках.

— Жанай Аканович, как в основном лечат диабетиков в Казахстане?

— Во-первых, у нас представлен практически весь спектр современных антидиабетических препаратов. Конечно, это требует постоянного тщательного мониторинга их использования, своевременного исключения устаревающих, добавления новейших и так далее. Но в настоящий момент этот арсенал очень широк и выбор достаточно большой. 

Также уже в течение последних двух лет используются биосимиляры – биоаналоги инсулина, то есть не оригинальный инсулин, а воспроизведенный препарат, в том числе отечественного производства. Это важный шаг в области фармакологической безопасности: страна должна иметь свои фармацевтические заводы, которые бы выпускали необходимые лекарственные средства, без которых практически невозможно обойтись в повседневной жизни.

Но здесь есть нюансы, связанные в основном с пациентскими организациями, потому что весь смысл медицины в помощи пациентам.

Мы должны уважать наших пациентов и защищать их права, особенно в области оказания такой специализированной медицинской помощи, как помощь больным сахарным диабетом. Этот баланс крайне важен, что понимают на всех этажах принятия решений.

Во-вторых, хотел бы сказать об инсулиновой помпе. Инсулиновая помпа – прорыв в мире и в том числе в нашей стране. Наши катарские коллеги дошли сейчас до такого уровня применения, что получили полностью закрытую систему.

— Что это означает?

— Новые инсулиновые помпы, разработанные совместно с зарубежными  специалистами, сами измеряют уровень крови, сами рассчитывают уровень инсулина, необходимого в крови, и сами его вводят, что значительно упрощает жизнь пациентам.

Умные устройства, которые решают за пациента, которые запрограммированы и настроены с учетом международных рекомендаций, – это, конечно, будущее. Это существенно облегчит жизнь многих наших маленьких пациентов, страдающих сахарным диабетом, и их родителей.

Надеемся, что в Казахстан система так называемой закрытой петли придет и будет апробирована. Мы стараемся следить за основными трендами, понимать, куда движется мировая эндокринология и брать лучшее для лечения своих пациентов.

— Хотите еще что-нибудь добавить?

— На наш взгляд, необходимо принять национальную программу по борьбе с сахарным диабетом. Мы планируем предложить инновационные технологии, эффективные препараты, которые не только регулируют уровень сахара в крови, но и снижают риск инфаркта, инсульта, сердечной недостаточности, почечной патологии и поражение нервной системы. Для этого у нас есть знания, методологии, практические навыки и научный ресурс.

Результатом принятия программы должен стать комплекс скоординированных мер, начиная от своевременной качественной диагностики, конструктивной профилактики, до эффективного лечения и своевременной реабилитации. 

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: