Можно ли не служить в армии Казахстана по религиозным убеждениям
Разберемся, что по этому поводу говорит буква закона в Казахстане, а также узнаем мнение священнослужителя и ветерана боевых действий.
В законодательстве РК есть целый перечень категорий граждан, получающих освобождение от воинского призыва в мирное время. Но в нем не названа категория тех граждан, кто мог бы отказаться от военной службы по убеждениям совести, по моральным или религиозным соображениям. В республике законодательно освобождаются от службы в армии только священнослужители, зарегистрированные в религиозных объединениях.
В 2003 году Казахстан стал подписантом Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицировав его в 2005-м. Пакт ООН основан на Всеобщей декларации прав человека, обязывающей государства "уважать гражданские и политические права людей, включая право на жизнь, свободу религии, свободу слова» и так далее. Пакт не содержит конкретное положение о праве на отказ от военной службы по соображениям совести.
Но Комитет по правам человека ООН в 1993 году заявил: "…обязанности в отношении применения оружия могут находиться в серьезном противоречии со свободой совести и правом исповедовать религию или убеждения" (Аналитический доклад управления Верховного комиссара ООН по правам человека "Отказ от военной службы по соображениям совести" за 2017 год).
Еще в июле 2016 года Комитет по правам человека ООН отмечал, что Казахстаном не пересмотрено, "как ему было ранее рекомендовано, свое законодательство в целях признания права человека на отказ от несения военной службы по религиозным и иным убеждениям и не включил в него положение об альтернативной военной службе".
Комитет по правам человека ООН продолжал настоятельно рекомендовать Казахстану в законодательном порядке признать право на отказ от несения военной службы по религиозным и иным убеждениям (Доклад "Отказ от военной службы по соображениям совести", 2017 год). Там же содержалась рекомендация "предусмотреть альтернативную службу гражданского характера для лиц, отказывающихся от несения военной службы по этим убеждениям".
Что же на практике? В Департаменте межконфессиональных отношений Агентства по делам религий РК сообщили, что совместно с представителями религиозных объединений решают вопросы прохождения верующими гражданами альтернативной службы. Однако ни детали, ни число лиц, зачисленных на альтернативную службу по религиозным мотивам, названы не были.
Следовательно, в Казахстане по-прежнему нельзя отказаться от призыва в армию по своим убеждениям. Служить придется. Тем не менее департаменты обороны на местах по согласованию с управлениями по делам религий готовы определить религиозных граждан на службу, не связанную с оружием и его применением.
Как было раньше?
Интересно, что иерей Александр Триандофилов, клирик Богоявленского храма города Алматы, согласен с законодательными требованиями и не считает, что верующих должны освобождать от службы. Он и сам прошел через армейскую "школу жизни".
Фото: из личного архива Александра Триандофилова
"В советское время я пошел в армию, уже будучи крещеным. Пять лет провел на воинской службе. Но осознание веры наступило значительно позже. Конечно, и в то время иные из парней не хотели служить, как и сейчас. Но тогда ответственное отношение к службе в армии приравнивалось к гражданской позиции. Это было долгом каждого парня", – отмечает священнослужитель.
Согласно его воспоминаниям, попытки "откосить" от армии в то время встречались крайне редко, а молодежь в целом была гораздо патриотичнее. Сказывался определенный набор ценностей, в том числе и трепетное отношение к памяти о Великой Отечественной войне.
"Мальчишки были заряжены желанием служить. Уходили в армию подростками, которые любили мамины пирожки, возвращались мужчинами, способными взять ответственность за себя, и поднимали не только свою семью, но и жизнь в стране. Сегодня нежелание служить в армии подчас вовсе не связано с вероисповеданием. Это вопрос воспитания, полученного человеком как в семье, так и воспринятого от позиции государства. Мальчик смотрит, как ведет себя отец, а многие выросли в безотцовщине, чего не было массово раньше", – сетует клирик.
И здесь, уверен иерей Александр, опять же встает вопрос веры, но уже с несколько иной стороны.
"Все лежит на поверхности – люди привыкли к комфорту, удобству. Молодежь аполитична, как и взрослые. Многие не понимают этого, потому что понять, кто прав, кто виноват, очень сложно. Те, кто отстранен от веры, в духе не различает ситуацию добра и зла, не видит между ними борьбы, иногда путает правую руку с левой. Люди духовно дезинформированы внутри себя и не прилагают усилий, чтобы разобраться в других вещах. Но не стоит кого-то судить и обвинять. Время все расставит по своим местам, Бог рассудит. И пусть он даст смелые сердца нашим мужчинам. В любое время есть место подвигу", – считает священнослужитель.
Альтернативная служба для верующих
С позицией отца Александра согласен Байкал Хамзин, заместитель председателя Координационного совета воинов-афганцев. Он подчеркивает: служба в армии – конституционный долг граждан.
Фото: Роман Егоров
"Нужно служить в армии независимо от вероисповедания, как предписано Конституцией. В некоторых религиях, насколько я знаю, запрещено брать оружие. Представители этих конфессий могут пройти альтернативную службу – в госпитале, больнице, доме престарелых, где-то еще. С нами служил протестант, он держал в руках оружие, но никогда не стрелял. Его приставили к кухне, варил нам еду, посуду мыл, полы подметал. Кто-то и это должен делать", – рассказал ветеран.
Себя Хамзин называет атеистом, но отмечает, что Бог в виде совести должен быть у каждого человека, вне зависимости от его убеждений.
"Верующий, может быть, более совестливый, ответственный. Вера – это дело личное, хорошо, когда человек хоть во что-то верит. И, когда нависает смертельная опасность, воины защищают Родину, а не государство защищают. В настоящее время на содержание и оснащение армии выделяется достаточно много денег. Но у нас в армию идут не служить, а работать. В деревнях работы нет, парни в армию идут, чтобы прокормить семью. Как и в полицию – устремляются для заработков", – сказал Хамзин.
Резюмируя, он призвал казахстанцев делать выбор действительно по совести и бережно хранить ценности свободы и независимости Родины.
Галина
Галкина