До начала коммерческой добычи нефти на Кашагане остались считанные месяцы

Zakon.kz
Кашаганский проект уникален сочетанием технических сложностей в суровых климатических условиях Северного Каспия.

В рамках Программы опытно-промышленной разработки и поддержки буровых работ компания «Agip KCO» (первый оператор месторождения) построила в море четыре искусственных острова и ряд насыпных сооружений, в целом представляющих собой целый эксплуатационно-технический комплекс, оснащенный по последнему слову техники, соединенный газо- и нефтепроводами. Сроки начала добычи нефти на Кашагане переносились несколько раз, пока в 2008 году стороны не подписали соглашение, в соответствии с которым коммерческая добыча (не путать с промышленной добычей) намечена на период с декабря 2012 по июнь 2013 года. Также в ходе согласования сроков Казахстан увеличил свою долю в проекте с 8 процентов до 16,8 процента и добился выплаты роялти, которое в первоначальном соглашении отсутствовало.

Это морское месторождение, в состав которого входят четыре нефтеносные структуры - Кашаган, Каламкас, Актоты и Кайран, считается самым крупным после открытого в 1968 году газонефтяного месторождения Прудхо-Бей на Аляске. Имеющиеся геологические запасы нефти оцениваются в 35 млрд баррелей, прогнозируется, что в будущем максимальный уровень добычи может составить 1,5 млн баррелей нефти в сутки. В перспективе, при полномасштабном освоении, Кашаган способен дать ресурсы, аналогичные объему, который необходим для покрытия 10 процентов суточной энергетической потребности всей Европы! Есть на Кашагане и крупные запасы природного газа.

С момента его официального открытия в 2000 году была проведена гигантская работа по подготовке добычи, транспортировки и переработки нефти. В рамках Программы опытно-промышленной разработки и поддержки буровых работ компания «Agip KCO» (первый оператор месторождения) построила в море четыре искусственных острова и ряд насыпных сооружений, в целом представляющих собой целый эксплуатационно-технический комплекс, оснащенный по последнему слову техники, соединенный газо- и нефтепроводами.

Кашаганский проект уникален сочетанием технических сложностей в суровых климатических условиях Северного Каспия. Освоить его собираются в три этапа. На этапе I (этап опытно-промышленной разработки) номинальная пропускная способность будет на уровне 370 тысяч баррелей нефти в сутки. С запуском объектов закачки газа номинальный уровень добычи возрастет до 450 тысяч баррелей в сутки. На этапе II запланирована добыча уже 1 миллиона баррелей нефти в день, и, наконец, на этапе III будет достигнут суточный пиковый рубеж в 1,5 миллиона баррелей. В период полномасштабного освоения месторождения в море заработают свыше 240 скважин, более 30 автоматических буровых центров, 6 эксплуатационных технологических установок, а также комплекс по закачке газа. На первом этапе примерно половина всего объема добытого попутного газа будет закачиваться обратно в пласт.

Извлекаемое же сырье доводить до нефти товарного качества станет завод «Болашак» в Карабатане Атырауской области.

«Болашак» почти готов

Завод, куда нефть и газ будут доставляться с морского комплекса по системе трубопроводов, начали строить в 2002 году в 35 км от Атырау. Проектная мощность установки «Болашак» - 300 тысяч баррелей нефти в сутки с возможностью увеличения до 450 тысяч баррелей и до 4,4 млрд кубических метров газа в год. На пике его строительства было занято более 11 тысяч отечественных и зарубежных специалистов. В настоящее время завод практически готов, вот-вот должны начаться пусконаладочные работы.

Сера, полученная в процессе обессеривания газа, будет впоследствии реализована, а часть очищенного газа отправят с завода обратно на технологические комплексы Кашагана. Его можно использовать в качестве топлива для выработки электроэнергии при проведении различных морских операций. Кроме того, недавно все стороны-участники Северо-Каспийского проекта договорились заключить долгосрочный договор на куплю-продажу природного газа Кашагана. Предполагается, что свыше 83 процентов добытого на месторождении газа будет реализовываться именно на внутреннем рынке нашей страны компанией «КазТрансГаз» вплоть до 2041 года.

Нефть и доллары

Большое внимание уделяется вопросам экспорта кашаганской нефти, причем возможные маршруты ее транспортировки рассматриваются до сих пор. Тем не менее весной этого года стало известно, что с началом фазы промышленной разработки нефть морского месторождения пойдет по так называемому юго-восточному маршруту: танкерами до Баку и далее по трубопроводу Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) с дальнейшим выходом на международные рынки. Дело в том, что у акционеров Кашаганского проекта - компаний «Eni», «Total» и «Conoco Phillips» - есть квоты в БТД. Но, правда, большую часть нефти собираются транспортировать по КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) после его расширения, а с началом второй фазы освоения Кашагана нефть вновь пойдет по БТД.

Сроки начала добычи нефти на Кашагане переносились несколько раз, пока в 2008 году стороны не подписали соглашение, в соответствии с которым коммерческая добыча (не путать с промышленной добычей) намечена на период с декабря 2012 по июнь 2013 года. Также в ходе согласования сроков Казахстан увеличил свою долю в проекте с 8 процентов до 16,8 процента и добился выплаты роялти, которое в первоначальном соглашении отсутствовало.

С получением первой нефти I этап освоения месторождения считается завершенным. Между тем до конца не решенным остается вопрос согласования II фазы. Сроки ее реализации «плавают» в пределах 2018-2019 года. Как недавно заявил министр нефти и газа Сауат Мынбаев, его ведомство и вовсе не намерено утверждать концепцию второго этапа из-за ее неэффективности.

Одна из главных тому причин - неуклонное удорожание всего проекта. С первоначальных 50-60 млрд долларов предполагаемый бюджет возрос до 130-150 млрд. Поэтому увеличение доли национальной компании «КазМунайГаз» в Кашаганском проекте стало своего рода компенсацией за удорожание, с которым Казахстан теряет десятки миллиардов предполагаемой чистой прибыли. А прибыль Казахстан, по условиям СРП, начнет получать лишь после того, как будут компенсированы затраты инвесторов.

В связи с этим считается, что вторая очередь проекта находится на стадии анализа концепции с целью повышения его экономической выгоды с учетом интересов всех участников разрабатываемого месторождения.

Природа может отомстить

Сейчас, когда нефтяные тузы замерли в ожидании большой нефти, немногочисленные «зеленые» устали бить тревогу, считая, что вопросы экологической безопасности при разработке всего шельфа Северного Каспия проработаны, мягко говоря, сыровато.

Нынешний оператор разработки месторождения - компания «North Caspian Operating Company» (NCOC) - признает, что Кашаганский проект один из самых сложных в мировой практике. Это объясняется многими особенностями месторождения: высокое пластовое давление, значительное содержание в нефти опасных газов (сероводород и оксид углерода), суровые морские условия (низкий уровень минерализации, температура зимой до 30 градусов мороза, почти полгода ледостава и непредсказуемость сдвигов льда с образованием борозд на дне моря), а также трудности снабжения из-за мелководья Северного Каспия. В разных уголках земного шара нефтяникам уже приходилось решать каждую из этих проблем по отдельности, но с таким «винегретом» нигде и никогда не сталкивались. И малейшая авария чревата катастрофическими последствиями.

По мнению академика НАН РК Муфтаха Диарова, одной из причин возникновения катастрофических нефтегазовых выбросов может стать техногенное землетрясение. Как известно, Атырауская область, а с ней и Северный Каспий относятся к участкам земной коры, где возможно землетрясение до 6 баллов по шкале Рихтера. А все крупные нефтегазовые месторождения региона находятся в тектонически активных участках земной коры. Это те же Кашаган, Актоты, Кайран, а также Королевское и Тенгизское месторождения, где в резервуарах в процессе добычи ископаемых образуются пустоты и провалы, что способно спровоцировать разрушительное землетрясение.

Атыраускую область уже не раз трясло. В 2000 году на восточном побережье казахстанского сектора Каспийского моря произошло масштабное проседание земной поверхности, затопившее  участки месторождений Каламкас и Каражанбас. Отголосок в 4 балла от морского землетрясения дошел и до Атырау, сильно напугав жителей степных равнин. «Свежий» пример - 21 февраля 2011 года на территории Тенгизского нефтяного месторождения произошло 4-балльное землетрясение. Причем первыми о ЧП сообщили зарубежные сайты научных сейсмологических институтов, в то время как официальные власти Атырау, чрезвычайные службы и компания «Тенгизшевройл» хранили гробовое молчание.

Если техногенное землетрясение совпадет с естественным сдвигом земной коры, для юго-запада Казахстана может наступить самый настоящий конец света.

Каспий нашей тревоги

Помимо техногенных причин, нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор. Примером тому служит экологическая катастрофа в Мексиканском заливе в результате аварии на нефтяной платформе месторождения Тайбер, последствия которой еще долго будет расхлебывать компания-разработчик «British Petroleum». В воды залива вылилось около 5 млн баррелей нефти, при этом возможность катастрофы такого масштаба считалась равной нулю. Масштабы же и последствия возможной катастрофы на Кашаганском могут быть намного тяжелее, чем в Мексиканском заливе, считают некоторые специалисты.

Так, на международном научном семинаре-совещании под названием «Актуальные проблемы предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера при разработке углеводородных месторождений Северо-Восточного Каспия» представители департамента по ЧС Атырауской области заявили, что в случае аварии при юго-восточном ветре нефтяное пятно через 4-5 часов подойдет к южной окраине города и погубит заповедник «Акжайык». А это места обитания сотен тысяч птиц, в том числе и занесенных в Касную книгу. И если на открытом водном пространстве надвигающееся пятно еще можно остановить, то попади нефть в камышовые заросли - очистить водно-болотистые угодья уже будет невозможно.

По мнению директора Казахстанского научно-исследовательского геологоразведочного нефтяного института (КазНИГРИ) Косана Таскинбаева, в условиях мелководья Северного Каспия, где глубина моря в зоне месторождений не превышает 15 метров, даже добраться до устья аварийной скважины проблематично. А само устье такой скважины превратится в бушующий гейзер из воды, нефти и газа. Подобное уже наблюдали при ликвидации аварии на 37-й скважине Тенгизского месторождения летом 1985 года.

Все это наихудшие варианты развития событий, при которых все уникальное биоразнообразие Каспийского моря погибнет.

Будь что будет?

Скептики ставят под сомнение наличие у нефтяников должной и отработанной технологии добычи «черного золота» в таких условиях, а также возможность предотвратить аварию либо оперативно и адекватно среагировать на нее. Да и хватит ли силенок вообще справиться с бедой? Ведь внештатная ситуация возможна в любом производстве. Четко разложенного по полочкам ответа на этот вопрос до сих пор никто не услышал, кроме стандартных официальных заверений, что «компанией принимаются все меры…».

Известно, что в случае чего первыми придут на помощь специалисты Северо-Каспийской экологической базы реагирования на разливы нефти, построенной в Атырауской области. Ее открытие приурочено к получению первой нефти. Да во время периодических масштабных учений службы реагирования нефтяных компаний, противофонтанные и аварийно-спасательные отряды Атырауской и Мангистауской областей  демонстрируют перед журналистами хорошую выучку и слаженность действий, которые, не дай бог, придется когда-нибудь применить на практике.

Теперь, когда в Кашаганский проект вложено столько миллиардов, пути назад уже нет.

В ходе своего визита в Атырау 15 августа Глава государства Нурсултан Назарбаев подчеркнул важность дальнейшего освоения нефтяных месторождений региона.

- Месторождения Тенгиз и Кашаган - очень сложные участки, - отметил президент, - и мы должны продолжить их освоение. В этом направлении ведутся сложные переговоры с инвесторами. Нам удалось вернуть свои доли в Кашагане и Карачаганаке, и теперь инвесторы не смогут принимать решения без участия Казахстана. Контроль находится в наших руках.

Артур ШИЛОВ, Атырау

Аляска
Атырауская область
Казахстан
Карачаганак
Кашаган

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Под угрозой оказались казахстанцы, чьи дети служат в армии

Изменения в продолжительности дня на планете заметили ученые

Долевые махинации: Россия выдала Казахстану иностранку, лишившую алматинцев миллиардов тенге

Cколько будут платить за медстрахование казахстанцы в 2025 году

Елена Рыбакина сотворила новый рекорд в рейтинге WTA