— В прошлом году вы объявили о смене формата. Насколько изменилась сетка вещания и каковы результаты?
— Мы провели очень серьезные исследования аудитории, для того, чтобы выявить предпочтения казахстанцев в телевизионном смотрении. Проще говоря, попытались выяснить, что смотрят на отечественном телевидении и, в частности, на «31 канале», в зависимости от половозрастных параметров и времени суток. Мы выяснили, что канал предпочитают смотреть женщины и предпочитают смотреть в семейном кругу. Исходя из этого, определились с лицом канала.
Мы позиционируем себя как казахстанский развлекательный канал для семейного просмотра. При этом в семью мы заходим через женщин с детьми. Фокус аудитории скорректировали на «женщин с детьми в возрасте от 18 до 45». Несмотря на, казалось бы, узкий фокус телеканал удерживает лидерские позиции. По состоянию на апрель – июнь 2014 года по рейтингам «31 канал» занимает вторую позицию на рынке, а доля телесмотрения составляет больше 14 процентных пункта в аудитории Все 6-54.
— От чего пришлось отказаться?
— В рамках репозиционирования провели жесткий отбор программ для целевой аудитории. У нас стала более четкая и понятная программная политика. Исходя из нее, при производстве собственных программ, или при закупе готовых импортных программ, кино и сериалов мы ориентируемся на интересы наших зрителей.
Это должны быть программы, которые мать может смотреть с детьми, муж может смотреть с женой, тесть может смотреть со своей невесткой. Это должен быть продукт безопасный для семейного просмотра. Так, например, мы закрыли ряд «тяжелых» информационно-аналитических программ.
Позиция в промо стала откровенно женской, это отражается в ID-заставках, анонсах, спецпроектах, общении с аудиторией в соцсетях. Скоро запустим новое эфирное оформление с участием наших звезд, и это будет абсолютно новый уровень визуальной и звуковой подачи телебренда в стране. А 16 июня в продажу поступит специальная серия чая под брендом нового индийского сериала «Уәде беремін».
— А как эти изменения отразились на новостях?
— Концепция новостей развернулась в сторону помощи потребителю, защиты его прав, перманентное информирование зрителей о самых важных сферах жизни. Информация, которая подается в Информбюро, стала прикладной. Это микс новостей и полезных советов для зрителя, исходя из их окружающего быта.
Так, например, почти в каждом выпуске у нас есть информация о ценах на основные продукты питания, услуги в регионах, информация о том, как макроэкономические события могут сказаться на семейном бюджете, а также информация правового характера. Мы концентрируемся на том, чтобы наш зритель мог ориентироваться, и делать для себя правильные выводы при решении какой-то своей конкретной проблемы.
Сейчас «31 канал» находится на второй строчке рейтинга отечественных телеканалов. Высокие аудиторные показатели телеканала обеспечиваются, в первую очередь, его линейными проектами, в том числе «Информбюро». Ежедневно примерно каждый пятый казахстанец смотрит новости, которые делают наши журналисты.
— По результатам ваших исследований, что сегодня интересно смотреть казахстанцам?
— Прежде всего, это развлекательные программы. Зритель приходит на канал, чтобы отдохнуть и расслабиться, поэтому с осени прошлого года мы исключили программы которые «грузят», и сделали акцент на проектах, которые дают возможность оторваться от суеты и повседневных забот. Наш телеканал дарит им хорошее настроение. Когда человек в хорошем расположении духа, он отдыхает от души, дарит радость окружающим.
Зритель в Казахстане мыслит категориями «мы», интересуется жизнью всего Казахстана, хочет быть сопричастными к успехам и достижениям всей страны. Отсюда и большой интерес к проектам отечественного производства.
Очень интересны и важны истории из жизни всего казахского народа, которые бы являлись отражением того, что происходит в каждой казахской семье и во всем обществе в целом. Зрители хотят видеть современных казахов, живущих в городе, говорящих на казахском языке, которые ничем не отличаются от своих сверстников в развитых странах.
— Телевидение имеет большое значение в формировании национальной идеи. Это одно из главных средств пропаганды. Частные каналы не зависят от государства и самостоятельно выбирают себе идеологическую политику. Как «31 канал» видит свою задачу в формировании национальной идеи казахстанцев?
— Ответ на этот вопрос элементарный. Наш слоган «Смотрим всей семьей». В Казахстане высокая степень уважения к семье. Могут быть семьи, у которых 3,4,5 телевизоров, однако вечером вся семья собирается у одного телевизора. Таким образом, телевидение, «31 канал» выступает как фактор объединения семьи.
Кроме того, наше независимое исследование показало, что у нас очень чтут традиции уважения к старшим, особенно к отцу, а отсюда и высокая степень доверия к президенту. Когда есть глава государства, глава семьи, есть ведущий группы людей, есть некая уверенность в будущем, стабильность.
Кроме того, в менталитете казахстанцев есть отличительная особенность – обращаясь к богу люди просят благополучия своей семье, стране и редко кто молится о своем благополучии, в отличие от европейцев, которые просят у бога в первую очередь благ для себя лично. Наш президент, в одном из своих статей, описал отличия европейской демократии от азиатской, в частности, от казахстанской.
Демократия сама по себе основана на принципах защиты прав и свобод личности, в Казахстане же одна личность практически ничего не значит, если за ней нет кого-то – семьи, коллектива. Поэтому национальная идея в Казахстане это семья. Смотрите «31 канал» всей семьей!