Об изменениях при проведении аудита по налогам

Отдельные категории ликвидируемых юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей могут привлекать аудиторские организации для проведения аудита по налогам.

Об изменениях при проведении аудита по налогам

 

Законом РК от 29 декабря 2014 года № 269-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» внесены изменения и дополнения в Закон РК от 20 ноября 1998 года № 304-I «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон).

Данные изменения в основном связаны с введением в Налоговый кодекс новой статьи 37-2, согласно которой отдельные категории ликвидируемых юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей могут привлекать аудиторские организации для проведения аудита по налогам. Заключение аудита по налогам служит основанием для ликвидации налогоплательщиков.

В статью 1 Закона введены новые понятия:

- недостоверное аудиторское заключение по налогам - заключение, составленное аудиторской организацией с нарушением законодательства Республики Казахстан, содержащее недостоверные и (или) неполные сведения по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, полноты и своевременности исчисления и уплаты социальных отчислений, а также составленное без проведения аудита по налогам или содержащее мнение, умышленно вводящее в заблуждение;

- аудит по налогам - аудит по вопросу правильности исчисления и уплаты по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, полноты и своевременности исчисления и уплаты социальных отчислений, проводимый в порядке, определяемом уполномоченным государственным органом;

- аудиторское заключение по налогам - заключение, составленное по результатам аудита по налогам.

Порядок проведения аудита по налогам и представления аудиторского заключения по налогам определяет уполномоченный государственный орган.

Закон также дополнен новой статьей 18-2 «Аудиторское заключение по налогам», согласно которой аудиторское заключение по налогам должно соответствовать требованиям, установленным Законом и иными нормативными правовыми актами.

Аудиторское заключение по налогам подписывается аудитором - исполнителем с указанием номера и даты выдачи квалификационного свидетельства, заверяется его личной печатью, утверждается подписью руководителя аудиторской организации и заверяется печатью аудиторской организации.

При проведении аудита по налогам аудиторы вправе получать и проверять необходимую бухгалтерскую и иную финансово-хозяйственную документацию аудируемого субъекта для выполнения условий договора на проведение аудита по налогам; запрашивать и проверять необходимую бухгалтерскую и иную финансово-хозяйственную документацию для выполнения условий договора на проведение аудита, аудита по налога, а также запрашивать сведения в отношении аудируемого субъекта в государственных органах и иных организациях, местных исполнительных органах, а также в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

По окончании аудита по налогам аудиторские организации обязаны представлять в орган государственных доходов по месту нахождения аудируемого субъекта аудиторское заключение по налогам в порядке, определяемом уполномоченным органом.

Вместе с тем согласно статье 25 Закона аудируемый субъект обязан:

1) создавать условия аудиторской организации для своевременного и качественного проведения аудита, аудита по налогам, представлять необходимую документацию, давать разъяснения и объяснения в устной или письменной форме;

2) не вмешиваться в деятельность аудиторской организации в целях ограничения круга вопросов, подлежащих аудиту, аудиту по налогам, если иное не предусмотрено договором.

Наряду с этим, статьями 246 и 246-1 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрены дополнительные меры административных взысканий вследствие недостоверных аудиторских сведений и нарушений порядка проведения аудита по налогам, которые действуют с 1 января 2015 года:

«Статья 246. Составление аудитором и аудиторской организацией недостоверного аудиторского отчета, а также недостоверного аудиторского заключения по налогам

5. Составление аудиторской организацией недостоверного аудиторского заключения по налогам - влечет штраф на аудиторскую организацию в размере двухсот месячных расчетных показателей с приостановлением действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности либо без такового.

6. Действие, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на аудиторскую организацию в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей с лишением лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Статья 246-1. Нарушение аудиторской организацией порядка проведения аудита по налогам

Нарушение аудиторской организацией порядка проведения аудита по налогам, за исключением нарушений, влекущих признание аудиторского заключения по налогам недостоверным, - влечет штраф на аудиторскую организацию в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей.

Примечание. Под нарушением порядка проведения аудита по налогам в настоящей статье понимается несоблюдение аудиторской организацией обязанностей, установленных порядком проведения аудиторской организацией аудита по налогам, определяемым уполномоченным государственным органом, осуществляющим регулирование в области аудиторской деятельности».

Следите за новостями zakon.kz в: