Пояснения по проведению автоматизированного камерального контроля по НДС за 3 квартал 2014 г. и принятию необходимых мер
Тем налогоплательщикам, которые заключили с органами государственных доходов соглашение об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами (ЭЦП, криптоключ), уведомления/извещения по камеральному контролю направлены в электронном виде в Кабинет налогоплательщика (КНП).
Напоминаем, что в соответствии со статьей 608 Налогового кодекса уведомление, направленное электронным способом, считается врученным с даты доставки уведомления органом государственных доходов в веб-приложение.
Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 587 Налогового кодекса в данном запуске изменены подходы к проведению камерального контроля. В частности нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, ранжированы с применением единой системы управления рисками (далее - СУР).
По нарушениям с высокой степенью риска сформированы и направлены уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;
по нарушениям со средней степенью риска сформированы и направлены извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля;
по нарушениям с низкой степенью риска информация накапливается в базе КГД МФ РК.
При этом извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется для сведения. Соответственно, меры по приостановлению расходных операций по банковским счетам и привлечению к административной ответственности налогоплательщиков, не исполнивших данные извещения, применяться не будут.
Вместе с тем, следует отметить, что при дальнейшем налоговом контроле в рамках применения единой системы управления рисками (СУР) будет использоваться вся имеющаяся в органах государственных доходов информация о налогоплательщике, в том числе и оставленные без исполнения извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля.
1. Полнота и достоверность налоговой отчетности
Отмечаем, что причинами распространенности нарушений «Завышение зачета по НДС, установленное при сверке с данными поставщиков» и «Сокрытие суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, установленное при сверке с данными Ваших покупателей» остается неполное декларирование поставщиками оборота по реализации, не заполнение реестров счетов-фактур 300.07 к декларации по НДС, а также необоснованный зачет покупателей. Эти ошибки приводят к появлению расхождений между данными контрагентов, что выявляется в ходе камерального контроля.
Каждый налогоплательщик несет ответственность за правильность и полноту своих сведений, отражаемых в налоговой отчетности. Так, если покупатель, получивший уведомление о завышении зачета НДС, установленном при сверке с данными его контрагентов, документально подтверждает правомерность своего зачета (подтверждающими документами являются счета-фактуры или обоюдно подписанный акт сверки взаиморасчетов), то данное нарушение будет перевыставлено поставщику.
2.Уведомления/извещения, поступившие в КНП
Следует учесть, что в КНП налогоплательщику будет доставлено уведомление/извещение по камеральному контролю и приложение 1 к нему. Полный объем приложений с описанием выявленных нарушений необходимо запросить на электронный адрес.
Для этого:
1.зайдите в журнал Уведомления/Извещения в КНП (раздел Уведомления/Извещения);
2.в графе «Действия» нажмите на значок. В появившемся окне введите адрес электронной почты, на который следует отправить приложения, и нажмите на кнопку «Отправить»:
Напоминаем, что в случае возникновения проблем с доступом в КНП, Вы можете обратиться на службу поддержки КГД МФ РК sds@mgd.kz.
3. Исполнение уведомлений по камеральному контролю
В соответствии с пунктом 2 статьи 587 НК исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).
В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент) представляет в органы государственных доходов налоговую отчетность за период, к которому относятся выявленные нарушения.
В случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент) представляет один из следующих документов:
1) пояснение по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе, соответствующее требованиям, установленным в пункте 2-1 статьи 587 НК - в орган государственных доходов, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;
2) жалобу на действия (бездействие) должностных лиц органов государственных доходов по направлению уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, - в вышестоящий орган государственных доходов.
При этом в настоящее время имеется возможность исполнения Уведомления электронным способом в КНП (т.е. представление дополнительной ФНО или пояснения).
Если налогоплательщик согласен с нарушением, указанным в Уведомлении, то в КНП имеется возможность сформировать ФНО по уведомлению, при этом поля формы будут предзаполнены информацией об уведомлении, то есть в журнале форм КНП будет создан черновик соответствующей дополнительной ФНО с предзаполненными полями № и дата уведомления.
Если налогоплательщик не согласен с нарушением, указанным в Уведомлении, то в КНП имеется возможность заполнить пояснение и указать причину несогласия, а также свое обоснование по каждому из нарушений, прикрепить электронные копии документов.
При этом объем прикрепленных файлов не должен превышать 10 Мбайт. После вложения файлов необходимо нажать на кнопку «Сохранить», затем «Отправить». Отправленные файлы к пояснениям хранятся в КНП в течение 60 рабочих дней с момента их отправки.
После того, как Комитет государственных доходов получит пояснение в журнале отправленных пояснений статус отправленного пояснения изменится на «Доставлено в НО». При этом налогоплательщик получит Уведомление/подтверждение о приеме органом государственных доходов пояснения на уведомление.
Для сведения сообщаем, что неисполнение в установленный срок Уведомления влечет:
− приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика в соответствии со статьей 611 НК;
− снятие с регистрационного учета по НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 571 НК;
− назначение внеплановой налоговой проверки в соответствии со статьей 627 НК;
− невыполнение налогоплательщиком законных требований органов государственных доходов и их должностных лиц применение административных мер в соответствии со статьей 219 Кодекса РК об административных правонарушениях;
− направление сведений в службу экономических расследований Комитета для проведения оперативно-розыскных мероприятий и при необходимости принятия процессуального решения.
4. Правила внесения изменений и дополнений в Реестры счетов-фактур формы 300.07 и 300.08
Напоминаем, что в соответствии с Правилами составления налоговой отчетности (декларации) по НДС за налоговые периоды с 2010 года, в случае обнаружения ошибки в любой из граф В, С, D, E, F,G, Н, I, J Реестра 300.07 или 300.08 производится удаление ранее указанного ошибочного счета-фактуры.
Для удаления ошибочного счета-фактуры в дополнительном Реестре указывается номер строки, следующей за последним номером строки ранее представленного Реестра за период, в который вносятся изменения. Указываются все ранее отраженные реквизиты граф В, С, D, E, F, G, а в графах Н, I, J, указываются ранее отраженные суммы со знаком «минус». Далее новой строкой вводится счет-фактура с правильными реквизитами и суммами.
В случае дополнения Реестра за налоговый период новыми строками указывается номер строки, следующей за последним номером строки ранее представленного Реестра за период, в который вносятся дополнения.
При этом следует учесть, что если представляется первая дополнительная Декларация после представления очередной Декларации, то при дополнении Реестра или удалении строк из Реестра указывается номер строки, следующей за последней строкой Реестра к очередной Декларации.
В последующих дополнительных Декларациях, при дополнении Реестра или удалении строк из Реестра указывается номер строки, следующей за последней строкой Реестра, представленного к последней дополнительной Декларации.
Поясним на примере:
а) если необходимо внести изменение
Допустим, за 1 квартал 2013 года представлена очередная декларация по НДС, в форме 300.08 которой отражены три счета-фактуры:
Таблица №1
Графа А |
Графа D |
Графа E |
Графа F |
Графа H |
Графа I |
Графа J |
№ строки |
ИИН/БИН |
№ с/ф |
Дата с/ф |
Всего стоимость по с/ф без НДС |
Сумма НДС, указанного в с/ф |
Сумма НДС, подлежащего отнесению в зачет |
2 |
ИИН/БИН 1 |
10 |
10.04.12 |
50 000 |
6 000 |
6 000 |
3 |
ИИН/БИН 2 |
58 |
24.05.12 |
6 000 |
6 000 |
7 200 |
4 |
ИИН/БИН 3 |
30 |
05.06.12 |
40 000 |
4 800 |
4 800 |
Позднее выяснилось, что в очередном реестре в строке №3 (Таблица №1) были неверно указаны суммы НДС по контрагенту «РНН 2» (вместо 7200 тенге, следовало указать 720 тенге), при этом прочие реквизиты были указаны верно.
Для исправления данной ошибки в дополнительном реестре необходимо в графе «А» указать номер строки, следующей за последним номером строки ранее представленного Реестра, и провести следующие записи:
Таблица №2
Графа А |
Графа D |
Графа E |
Графа F |
Графа H |
Графа I |
Графа J |
№ строки |
ИИН/БИН |
№ с/ф |
Дата с/ф |
Всего стоимость по с/ф без НДС |
Сумма НДС, указанного в с/ф |
Сумма НДС, подлежащего отнесению в зачет |
5 |
ИИН/БИН 2 |
58 |
24.05.12 |
- 6 000 |
- 7 200 |
- 7 200 |
6 |
ИИН/БИН 2 |
58 |
24.05.12 |
6 000 |
720 |
720 |
Тогда данные по некорректному счету-фактуре будет удалены и внесены новые данные.
Аналогично вносятся изменения в Реестры, в случае обнаружения любой ошибки в любой из граф Реестров (ИИН/БИН, № или дата счета-фактуры, стоимость).
б) если необходимо внести дополнение
Применительно к вышеприведенному случаю (с учетом уже представленной одной дополнительной ФНО) при внесении дополнений нумерация будет начинаться со строки №7:
Таблица №4
Графа A |
Графа D |
Графа E |
Графа F |
Графа H |
Графа I |
Графа J |
№ строки |
ИИН/БИН |
№ с/ф |
Дата с/ф |
Всего стоимость по с/ф без НДС |
Сумма НДС, указанного в с/ф |
Сумма НДС, подлежащего отнесению в зачет |
7 |
ИИН/БИН 4 |
28 |
16.06.12 |
70 000 |
8 400 |
8 400 |
|
|
|
|
|
|
|
5.Обратная связь
Напоминаем, что с жалобами на неправомерные действия сотрудников органов государственных доходов по вопросам камерального контроля можно обратиться в Единый контакт центр (1414, 8-800-080-7777), либо на электронную книгу жалоб (kgd.gov.kz->Электронная книга жалоб), либо на Интернет-блог Председателя КГД МФ РК, либо на электронный адрес: kk@mgd.kz.
6. Полезные ссылки
Напоминаем, что на Портале КГД МФ РК существует возможность:
― поиска налогоплательщиков (kgd.gov.kz>Электронные сервисы > Поиск налогоплательщиков);
― просмотра данных по плательщикам НДС (kgd.gov.kz>Электронные сервисы > Реестр плательщиков НДС);
― просмотра данных по налогоплательщикам, находящимся на стадии ликвидации (kgd.gov.kz>Электронные сервисы > Поиск налогоплательщиков, находящихся на стадии ликвидации);
― просмотра данных по неблагодежным налогоплательщикам (kgd.gov.kz>Электронные сервисы > Поиск неблагонадежных налогоплательщиков);
в соответствии с п. 1 ст 587 НК в данном запуске изменены подходы к проведению камерального контроля, нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, ранжированы с применением единой - СУР.
В «Кабинете налогоплательщика» реализована возможность исполнения уведомления по камеральному контролю электронным способом.