Касательно налоговых льгот в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов
Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» от 30 ноября 2016 года были внесены ряд поправок касательно налоговых льгот по Программе рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов.
Так согласно внесенных изменений не рассматривается в качестве дохода физического лица:
Доход, образовавшийся по ипотечному жилищному займу (ипотечному займу), полученному в период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2009 года, который подлежит рефинансированию в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов), утвержденной Национальным Банком Республики Казахстан, в виде:
- прощения основного долга в части суммы ранее капитализированного вознаграждения, комиссии, неустойки (пени, штрафа);
- прощения задолженности по вознаграждению, комиссии, неустойке (пени, штрафу);
- уменьшения размера требования к заемщику по сумме основного долга ипотечного жилищного займа (ипотечного займа), полученного в иностранной валюте, в результате пересчета такой суммы с применением официального курса Национального Банка Республики Казахстан по состоянию на 18 августа 2015 года;
- дохода, полученного заемщиком, который относится к социально уязвимым слоям населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о жилищных отношениях, в виде оплаты за такое лицо банком, организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, а также организацией, добровольно вернувшей лицензию уполномоченного органа на проведение банковских операций, государственной пошлины, взимаемой с подаваемого в суд искового заявления.
Иными словами, прощенная задолженность не считается доходом, и каких-либо налогов в вышеуказанных случаях у заемщика возникать не должно. Национальный фонд развития финансовых услуг считает, что данное изменение является продуктивным шагом для успешной реализации Программы.
Напомним, ранее Национальный фонд развития финансовых услуг неоднократно обращался в Министерство Национальной экономики и Национальный Банк РК с предложением по освобождению заемщиков от налоговой нагрузки в рамках Программы рефинансирования».
Что касается налогообложения банков второго уровня. При прощении своему заемщику задолженности, банк должен был уплатить с этой суммы корпоративный подоходный налог (КПН) в размере 20%. Этим же законом для БВУ предусмотрены налоговые изменения, которые вводятся в действие с 1 января 2016 года.
В то же время, максимальный размер соотношения прощенной за налоговый период безнадежной задолженности займа и вознаграждения по нему к сумме основного долга и вознаграждения по нему на начало налогового периода не должен превышать коэффициента 0,1.
Национальный фонд развития финансовых услуг считает, что на сегодняшний день многим банкам второго уровня не нужен «баласт» в виде проблемных займов, и последние, с целью привлечения инвестиций, готовы прощать заемщикам как часть, так и всю задолженность. Однако в данном случае банки второго уровня ограничены максимальным размером соотношения по освобождению от КПН, что не совсем верно.
Согласно данным Национального Банка РК, по состоянию на 1 декабря 2016 года по Программе в банки (ипотечные организации) подано более 26 тыс. заявлений. Положительное решение о рефинансировании принято по 19 306 заявлениям на сумму 117,3 млрд. тенге, рефинансированы займы по 17 050 заявлениям на общую сумму 94,0 млрд. тенге.
Ранее Национальный фонд развития финансовых услуг обращался в Национальный банк РК с просьбой продлить срок освоения вкладов до конца 2017 года (ранее срок был до 1 декабря 2016 года), однако на сегодняшний день регулятор продлил срок лишь до 1 апреля 2017 года. В этой связи Национальный фонда развития финансовых услуг рекомендует заемщикам ускорить подачу заявлений и документов в банки второго уровня для рефинансирования займов.