Изменения в налогообложении недропользователей. Горизонтальный мониторинг
Новым Налоговым кодексом предусмотрен ряд мер, улучшающих инвестиционный климат в сфере недропользования.
В первую очередь, отменяется часть налогов.В частности:
С 1 января 2019 года отменяется бонус коммерческого обнаружения как вид налога. До этого момента бонус будет исчисляться и уплачиваться в действующем порядке, установленном Налоговым кодексом от 10 декабря 2008 года (статьи 317 - 324).
С 1 января 2018 года отменяется платеж по возмещению исторических затрат для недропользователей, осуществляющих деятельность в рамках лицензии на разведку или добычу ТПИ, при условии, что такая лицензия будет выдана после 31 декабря 2017 года и на территории, на которой ранее не предоставлялось право недропользования.
С 1 января 2018 года отменяется налог на сверхприбыль для недропользователей, осуществляющих разведку и (или) добычу твердых полезных ископаемых.
При этом для морских и сверхглубоких месторождений введен альтернативный налог на недропользование (АНН).
Данный налог не является дополнительным, а представляет собой возможность недропользователя альтернативным способом исполнять свои налоговые обязательства по уплате:
- налога на добычу полезных ископаемых
- платежа по возмещению исторических затрат
- налога на сверхприбыль
- рентного налога на экспорт нефти.
По Подписному бонусу
Подписной бонус уплачивается в полном объеме:
не позднее 20 рабочих дней с даты объявления налогоплательщика победителем конкурса или подписания протокола прямых переговоров;
не позднее 10 рабочих дней со дня выдачи лицензии на геологическое изучение, разведку или добычу твердых полезных ископаемых, старательство и использование пространства недр.
Срок уплаты подписного бонуса при расширении контрактной территории или получения письменного разрешения на добычу ОПИ при строительстве дорог и гидросооружений остается прежним - не позднее 30 календарных дней.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Если ранее сумма налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на общераспространенные полезные ископаемые определялась исходя из средневзвешенной цены их реализации, определяемой за налоговый период, увеличенную на утвержденную ставку полезных ископаемых, то в настоящее время новым Налоговым кодексом ставки налога на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые и лечебные грязи исчисляются за единицу объема добытого общераспространенного полезного ископаемого и лечебной грязи исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, и составляют:
- осадочные горные породы: галечники и гравий, гравийно-песчаная (песчано-гравийная) смесь, пески и песчаники, глины и глинистые породы (суглинки, алевролиты, аргиллиты, глинистые сланцы), соль поваренная - 0,04 МРП;
- лечебные грязи - 0,02 МРП.
Единицы измерения будут применяться те, которые используются в отчетных и сводных балансах запасов минерального сырья, предоставляемых уполномоченному органу по изучению и использованию недр.
Новые ставки применяются, при исчислении НДПИ по форме налоговой отчетности 590.00 с 1 квартала 2018 года.
Наряду с изменениями в части налогообложения недропользователей важно отметить отдельные новшества в области налогового администрирования.
На сегодня около 30 стран мира перешли или переходят от традиционного режима налогового контроля в виде налоговых проверок к подходу, основанному на принципах доверия, прозрачности и взаимовыгодного сотрудничества - горизонтальному мониторингу.
В связи с чем, с января 2019 года внедряется горизонтальный мониторинг - расширенное информационное взаимодействие, основанное на принципах доверия, открытости и добровольности.
В рамках данной процедуры налогоплательщики (на начальном этапе - из числа крупных) на добровольной основе будут предоставлять должностным лицам налоговых органов открытый доступ к своей учетной документации. При выявлении рисков нарушения налогового законодательства должностные лица налоговых органов будут составлять и вручать налогоплательщику рекомендации по их устранению.
При исполнении таких рекомендаций к налогоплательщику не будут применяться штрафные санкции и проводиться налоговые проверки (за исключением случаев уголовно-процессуального производства).
Это позволит сократить количество налоговых проверок и вселить уверенность налогоплательщику в отсутствии последующих претензий налоговых органов.
Кроме этого, к таким налогоплательщикам будет применяться автоматический возврат налога на добавленную стоимость (до 90%) и представление сокращенного количества налоговой отчетности.
Важно отдельно отметить еще одно преимущество для налогоплательщиков, которые будут состоять на горизонтальном мониторинге, - предварительное разъяснение.
На сегодняшний день налоговые органы осуществляют разъяснение по применению налогового законодательства по уже свершившимся фактам.
В свою очередь, налогоплательщики, состоящие на горизонтальном мониторинге, а также налогоплательщики, реализующие приоритетные инвестиционные проекты, смогут получать от налоговых органов разъяснения по применению налогового законодательства в отношении планируемых сделок.