Единый платеж в 0,5 и 1 МРП и другие новшества социального законопроекта
15 июня 2018 года под председательством министра труда и социальной защиты населения РК Мадины Абылкасымовой состоялся круглый стол на тему «Формализация самостоятельно и неформально занятого населения: необходимые законодательные меры», сообщает пресс-служба Премьер-Министра Республики Казахстан.
В ходе круглого стола были подробно рассмотрены новеллы нового проекта закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам легализации деятельности неформально занятых», который будет внесен в Мажилис Парламента во II квартале 2018 г.
Эксперты обсудили вопросы неформальной занятости, введения единого совокупного платежа, классификации занятого населения, совершенствования статистического учета.
В мероприятии приняли участие депутаты Парламента, представители международных и неправительственных организаций, лидеры общественного мнения, общественные деятели, представители бизнеса, руководители государственных органов и социальных фондов страны.
Министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова напомнила, что в Послании «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» Глава государства отметил важность обеспечения эффективности рынка труда, создание условий для того, чтоб чтобы каждый мог реализовать свой потенциал.
В этой связи разработан Законопроект по вопросам формализации занятости населения, предусматривающий комплекс налоговых и административно-правовых мер.
Рынок труда и неформальная занятость
Следует отметить, что работа по формализации и вовлечению самостоятельно и неформально занятого населения в экономику страны проводится в рамках поручений Президента и внедрения системы обязательного социального медицинского страхования.
Согласно данным официальной статистики, в 2017 г. численность рабочей силы в Казахстане составила немногим более 9 млн человек. По сравнению с 2010 г. наблюдается увеличение численности рабочей силы почти на 417 тыс. человек или около 5%. Количество занятого населения увеличилось на 471 тыс. человек до 8,5 млн.
Всего с 2010 г. число наемных работников увеличилась на 20%, а самозанятых, наоборот, сократилась на 22%.
Текущий уровень самостоятельной занятости в Казахстане (24%) соответствует уровню сопоставимых стран. К примеру, в Южной Корее доля самозанятых в структуре занятого населения находится на уровне 25%.
С 2010 г. численность безработных в Казахстане сократилась на 12%: с 497 тыс. человек до 442 тыс. Сегодня уровень безработицы в Казахстане является одним из самых низких в мире — 4,9%, в странах ОЭСР — в среднем 5,5%.
Основные показатели рынка труда в 2010-2017 гг., тыс. чел.
Показатель |
2010 |
2012 |
2014 |
2016 |
2017 |
2010—2017 |
Рабочая сила, тыс. чел. |
8611 |
8982 |
8962 |
8999 |
9027 |
+4,8% |
Занятые, тыс. чел. |
8114 |
8507 |
8510 |
8553 |
8585 |
+5,8% |
Наемные работники, тыс. чел. |
5409 |
5814 |
6110 |
6343 |
6486 |
+20% |
Самостоятельно занятые, тыс. чел. |
2705 |
2693 |
2400 |
2210 |
2099 |
-22% |
Безработные, тыс. чел. |
497 |
475 |
452 |
445 |
442 |
-11% |
Уровень безработицы,% |
5,8 |
5,3 |
5 |
5 |
4,9 |
-15% |
Согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК в 2017 году число неформально занятых в экономике составило порядка 1,4 млн человек (16%), что ниже среднемирового уровня в 2,2 раза (35%). Например, уровень неформальной занятости в Финляндии равен 18%, Бразилии - 37%, Аргентина — 48%, Мексика — 57% (данные Всемирного банка).
Для чего нужен новый закон?
Главной причиной неформальной занятости является несовершенство правового и налогового регулирования, ограничение подходящих правовых форм и налоговых режимов, что снижает стимулы для регистрации.
Среди наемных работников причиной неформальной занятости является отсутствие иного правового или налогового режима, помимо индивидуального предпринимательства или трудового контракта. С этим связаны сложные процессы регистрации, высокая финансовая нагрузка и сложное администрирование.
Для людей, занятых работой в личном подсобном хозяйстве, отсутствует отдельная организационно-правовая форма, вследствие чего все они автоматически получают статус «неформальных».
Отсутствие требования о регистрации в органах госдоходов при доходе в размере менее 12 МЗП приводит к тому, что такие предприниматели (самозанятые на индивидуальной основе) автоматически получают статус «неформальных».
Для решения вышеуказанных проблем Министерством труда и социальной защиты населения совместно с заинтересованными органами разработан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам формализации занятости населения».
«Это приведет к упрощению регистрации и облегчению налогового бремени, предоставит право на получение медицинских услуг в рамках ОСМС и назначение социальных выплат из системы обязательного социального страхования», — сказал в ходе обсуждения вице-министр труда и социальной защиты РК Н. Альтаев.
Что такое единый совокупный платеж?
В настоящее время при осуществлении предпринимательской деятельности самостоятельно занятые имеют возможность применять один из 6 налоговых режимов.
При этом во всех режимах необходимы регистрация, подача отчетности/декларации, отдельно уплачиваются социальные платежи. Соответственно, препятствиями для регистрации являются высокая финансовая нагрузка, сложная процедура регистрации и снятия с учета в налоговых органах, наличие многочисленных платежных систем, сложность администрирования и предоставления отчетности.
«В этой связи, в настоящее время в рамках законопроекта предусматривается упрощение регистрации и облегчение налогового бремени посредством введения единого совокупного платежа.
ЕСП позволит физическим лицам, осуществляющим деятельность с целью получения заработка и (или) извлечения доходов, уведомить государство о своей деятельности и стать участниками социального и медицинского страхования, тем самым обеспечивая социальную защищенность», — отметил во время проведения круглого стола вице-министр труда и социальной защиты РК Н. Альтаев.
Так, для плательщиков ЕСП будут определены более низкие ставки по налогу и социальным платежам, чем в общем режиме. Размер ЕСП будет фиксированным, это значит, что не будет необходимости самостоятельно исчислять суммы взносов в различные социальные фонды.
Так, по данным МТСЗН РК, планируется, что размер ЕСП для жителей города составит один МРП, села — половина МРП.
В ходе беседы вице-министр труда и соцзащиты Нуржан Альтаев подробно рассказал, как распределят поступившие средства. Таким образом:
10% пойдут на индивидуальный подоходный налог;
20% - в государственный Фонд обязательного социального страхования;
30% - на пенсионные выплаты;
40% - в Фонд обязательного социального медицинского страхования.
Классификация занятого населения
В законодательстве на сегодняшний день отсутствует четкая классификация занятого населения, что приводит к расхождению в категориях плательщиков в законах РК «Об обязательном социальном медицинском страховании», «Об обязательном социальном страховании», «О пенсионном обеспечении в РК».
В связи с этим, в законопроекте предлагается упорядочить определение и классификацию занятого населения во всех нормативно-правовых актах.
Это позволит своевременно выявлять целесообразность и определять меры государственной поддержки: вовлечения в продуктивную занятость, охвата инструментами социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения.
Мадина Абылкасымова, министр труда и соцзащиты: «Из 2 700 тыс. человек, которые на начало года не имели статус, на сегодня актуализирован статус у 800 тыс. человек. 309 тыс. работников заключили трудовые договора, 17 тыс. предпринимателей зарегистрировали свою деятельность, порядка 1,8 млн человек не имеют официального статуса. Работа с ними будет продолжена совместно с местными исполнительными органами».
Социальный портрет самозанятого населения обрисовал научный руководитель Центра исследований прикладной экономики Жаксылык Кулекеев.
«Самозанятое население - сформировавшийся класс. Надо прорабатывать государственные меры по стимулированию самозанятых и совершенствовать фонды регистрации», — сказал Ж. Кулекеев.
Общие принципы статистической классификации занятого населения во всем мире одинаковы и базируются на методологии Международной организации труда (МОТ) 1993 года, согласно которой занятые делятся на 5 групп:
наемные работники;
работодатели;
работающие на индивидуальной основе;
члены производственных кооперативов;
работники семейных предприятий.
Последние четыре образуют категорию самостоятельно занятых.
Казахстан при статистическом учете также придерживается данного принципа классификации занятых:
наемные работники;
самостоятельно занятые работники, в т.ч.:
работодатели;
самостоятельные работники;
члены кооператива;
помогающие (неоплачиваемые) работники семейных предприятий.
Ожидается, что в октябре 2018 года на конференции МОТ будет принята новая классификация. МОТ планирует отойти от действующей классификации ввиду появления групп, которые не подпадают ни под одну из существующих категорий. В результате разработан проект новой международной классификации статуса занятых (ISCE-18), согласно которому предлагается сразу два способа классификации.
Первый делит работников по типу полномочий на «зависимые» и «независимые» работники.
Второй — по типу экономического риска на «работников, ориентированных на прибыль» и «работников, ориентированных на заработную плату».
В этой связи, Казахстаном будет рассмотрен вопрос перехода к новым принципам классификации занятого населения после принятия соответствующей резолюции МОТ.
Резюме
Участники круглого стола в целом согласились с предложениями разработчиков законопроекта упорядочить определения и классификацию занятого населения во всех нормативно-правовых актах.
Во-первых, ввести единые определения «занятого лица» и «самостоятельно занятого лица», имеющие концептуальный характер.
Занятое лицо — физическое лицо, осуществляющее деятельность с целью получения заработка и (или) извлечения доходов, путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Самостоятельно занятое лицо — физическое лицо, самостоятельно осуществляющее деятельность с целью извлечения дохода, в том числе использующее для этих целей труд других лиц, при условии, что оно не является наемным лицом.
Во-вторых, ввести четкую классификацию занятого населения с выделением конкретных категорий, что позволит выявить целесообразность и определить необходимые меры государственной поддержки (вовлечение в продуктивную занятость, охват инструментами социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения).
Согласно проекту закона, к занятым лицам будут относиться:
1) работающие по трудовому договору, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (трудовую функцию);
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, занимающиеся частной практикой;
4) получающие доходы по договорам гражданско-правового характера;
5) являющиеся учредителями (участниками, акционерами) хозяйственных товариществ и акционерных обществ, а также членами производственных кооперативов, при условии отсутствия участия государства;
6) являющиеся учредителями (членами) крестьянского или фермерского хозяйства;
7) занятые деятельностью на личных подсобных хозяйствах с целью получения дохода;
8) осуществляющие деятельность с целью получения заработка и (или) извлечения доходов;
9) без заключения договоров и (или) без государственной регистрации деятельности;
10) проходящие службу в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях, правоохранительных и специальных государственных органах РК;
11) граждане РК, временно работающие за пределами РК.
В-третьих, необходима корректировка и унификация категорий плательщиков в законах «Об обязательном социальном медицинском страховании», «Об обязательном социальном страховании», «О пенсионном обеспечении».
Соответствующий проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам легализации деятельности неформально занятых» будет внесен в Мажилис Парламента во II квартале 2018 г.