Порядок обжалования действий должностных лиц
Обжалование решения государственного органа, напоминает ДГД по Павлодарской обл., органа местного самоуправления, действия (бездействия) должностного лица или государственного служащего допускается, если решение принято, действие (бездействие) совершено в возникших административно-правовых отношениях при осуществлении управленческих функций в связи с:
1) принятием индивидуального правового акта, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются субъективные права либо обязанности заявителя в публично-правовых отношениях;
2) осуществлением контроля или надзора за соблюдением заявителем установленных для него законом общеобязательных правил поведения.
В соответствии со статьей 20-1 Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах», если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан, рассмотрение жалобы на действия (бездействие) должностных лиц, а также на акты (решения) государственных органов производится вышестоящим государственным органом (вышестоящим должностным лицом).
Жалоба должна соответствовать требованиям пункта 2 статьи 20-3 Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах».
При этом, согласно пункту 2 статьи 20-1 вышеуказанного Закона подача жалобы в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) не препятствует обращению в суд за защитой оспариваемых прав, свобод и (или) законных интересов.
Действия (бездействие) должностных лиц и акты (решения) государственных органов обжалуются в суд в порядке главы 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.
В случаях, когда законом установлено рассмотрение обращения вышестоящим органом, организацией, должностным лицом, заявление гражданина и юридического лица подается в суд после соблюдения такого порядка обращения.
Гражданин и юридическое лицо вправе обратиться в вышестоящий государственный орган либо в суд с жалобой, заявлением в течение трех месяцев, когда стало им известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Также согласно пункту 3 статьи 20-2 Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах» пропущенный для обжалования срок не является основанием для отказа в принятии жалобы вышестоящим государственным органом (вышестоящим должностным лицом). Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований для отказа в удовлетворении жалобы.
Порядок рассмотрения жалобы на решения государственного органа, органа местного самоуправления, действия (бездействия) должностного лица или государственного служащего вышестоящим государственным органом (вышестоящим должностным лицом) предусмотрен главой 4-1 Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах».
Запрещаются вмешательство в деятельность вышестоящего государственного органа (вышестоящего должностного лица) при осуществлении им своих полномочий по рассмотрению жалобы и оказание какого-либо воздействия на должностных лиц, причастных к рассмотрению жалобы.
По жалобе лица вышестоящим государственным органом (вышестоящим должностным лицом) выносится мотивированное решение в срок не более тридцати рабочих дней с даты регистрации жалобы.
При обращении гражданина и юридического суда в суд, заявление рассматривается судом в месячный срок со дня окончания подготовки к судебному разбирательству, по результатам рассмотрения которого выносится решение.
Согласно части 2 статьи 297 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан решение суда направляется для устранения допущенных нарушений закона руководителю государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностному лицу, государственному служащему либо вышестоящему в порядке подчиненности органу в течение трех рабочих дней после вступления решения суда в законную силу. Копия решения суда направляется вышестоящему государственному органу и прокурору.