Подходы и перспективы дальнейшего развития таможенного контроля
В рамках реализации комплексной программы «цифровой Казахстан», обозначенной в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана, выработаны основные направления работы по переносу акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров, сообщает ДГД по г. Астана. В этих целях таможенными органами проводится работа по созданию и внедрению устойчивой системы таможенного контроля, которая позволит обеспечить полноту поступления таможенных платежей в бюджет в условиях предоставления упрощений и неприменения отдельных мер по минимизации рисков в отношении лиц, отнесенных к низкому уровню риска нарушения законодательства.
В основе комплексной системы таможенного контроля используются субъектно-ориентированные модели СУР на основе методики определения уровня риска участника ВЭД, поэтапная реализация мероприятий по созданию механизма смещения акцентов, перенос таможенного контроля исключительно для участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, проведение проверочных мероприятий в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска по месту их нахождения (государственной регистрации), оптимизация функций и организационно-штатной структуры подразделений таможенных органов в целях распределения полномочий по осуществлению контроля до и после выпуска товаров, обмен информацией о результатах контроля на этапах до и после выпуска в целях повышения эффективности СУР, применение информационных технологий, обеспечивающих проведение анализа информации о декларировании.
Любое ускорение и упрощение таможенных процедур на этапе декларирования влечет перенос ответственности за полноту и достоверность заявленных сведений на участников ВЭД на этапе пост-таможенного контроля.
Комитетом разработана Концепция по переносу акцента таможенного контроля с этапа таможенной очистки товаров на этап после выпуска товаров в Республике Казахстан. Основная цель этого документа - упрощение и облегчение ведения бизнеса в Казахстане.
В этих целях внедрена информационная система «Астана 1», электронное декларирование товаров. При этом, таможенная очистка товаров осуществляется только на основе применения системы управления рисками. При отсутствии рекомендаций системы управления рисками, таможенная декларация выпускается автоматически, без права и влияния должностного лица на принятие решения о выпуске товаров, что тем самым исключает прямой контакт с участниками ВЭД, и как следствие уменьшит коррупционные риски.
Такая практика успешно применяется в европейских странах, пост-таможенный контроль это своего рода компенсация возможных упрощений при таможенном оформлении.
Результаты контроля после выпуска товаров в обязательном порядке используются на этапе таможенной очистки товаров (СУР), другими словами, выстраивается механизм обратной связи, и результаты проверочных мероприятий будут иметь влияние на степень контроля при таможенном декларировании.
На базе результатов пост-таможенного контроля формируются профили рисков по различным направлениям таможенного контроля, которые рассматриваются вышестоящим уполномоченным органом, и в случае принятия их, доводятся на этап таможенного оформления для применения.
Результаты контроля после выпуска товаров будут использоваться при выработке индикаторов риска, необходимых для автоматического отбора субъектов проверок, в том числе и по определенным критериям в указанной системе.
С нового года действуют поправки в Таможенном кодексе Таможенного союза и Кодексе Республики Казахстана О таможенном регулировании Республики, в части контроля таможенной стоимости товаров, контроля классификации товаров с применением СУР, повышению ответственности декларанта, проводятся мероприятия по совершенствованию системы анализа и управления рисками, доработке и сопровождению информационных систем таможенных органов, усовершенствованию процедур проведения таможенного контроля после выпуска товаров.
В текущем году активизирована работа по обеспечению экономической безопасности и изысканию новых резервов для пополнения республиканского бюджета, совершенствованию таможенного администрирования. Продолжается развитие института уполномоченных экономических операторов (УЭО), а также работа по внедрению электронного декларирования.
Только такой прогрессивный подход будет способствовать развитию всех аспектов таможенного контроля и позволит реально повлиять на ускорение процесса таможенной очистки товаров.
В целом комплекс предпринимаемых мер по совершенствованию деятельности таможенной службы благотворно отразятся на объемах экспорта, импорта и транзита грузов; приумножит поступления в бюджет; позитивно скажется на социально-экономическом развитии страны и благополучии граждан Казахстана.