О квалификационных требованиях к потенциальным поставщикам, участвующим в госзакупках
Как отметил главный эксперт управления по мониторингу и анализу проведения государственных закупок Комитета по государственным закупкам МФ РК Берик Жунысов, согласно закону о госзакупках, потенциальные поставщики, в том числе субподрядчики либо соисполнители, желающие участвовать в конкурсных либо аукционных процедурах закупок, должны соответствовать квалификационным требованиям и требованиям конкурсной/аукционной документации, передает пресс-служба Министерства финансов РК.
«По итогам 9 месяцев 2018 года 16% конкурсов, проходивших через Комитет госзакупок, не состоялись ввиду неверно составленной конкурсной документации, либо несоответствия квалификационным требованиям», - констатировал Б. Жунысов. По его словам, заказчики и организаторы госзакупок должны помнить, что не допускается установление квалификационных требований, не предусмотренных законодательством, за исключением особого и специального порядков осуществления государственных закупок способом конкурса».
«Согласно статье 9 закона «О государственных закупках», потенциальный поставщик должен обладать правоспособностью (если это юрлицо), или гражданской дееспособностью (если физлицо), быть платежеспособным, не иметь налоговой задолженности, не быть банкротом, у него также должны иметься соответствующие материальные и трудовые ресурсы, достаточные для исполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг, и, безусловно, опыт работы», - отметил главный эксперт Комитета по государственным закупкам.
При этом он подчеркнул, что не допускается установление квалификационных требований, которые ограничивают и необоснованно усложняют участие потенциальных поставщиков в государственных закупках, а также непосредственно не вытекают из необходимости выполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг.
«Потенциальный поставщик предоставляет организатору государственных закупок соответствующие документы, подтверждающие его квалификацию. Это же в обязательном порядке касается и потенциальных поставщиков, являющихся нерезидентами Казахстана», - добавил Берик Жунысов.
К слову, правоспособность потенциального поставщика можно проверить с помощью информационных систем государственных органов. Если же таковых сведений в информационных системах нет, потенциальному поставщику необходимо предъявить нотариально засвидетельствованную копию соответствующего разрешения (уведомления).
Квалификационные требования распространяются также на физических лиц (предпринимателей) и юрлиц, которых потенциальный поставщик намерен привлечь в качестве субподрядчиков либо соисполнителей.
В последнем случае необходимо будет предоставить организатору государственных закупок документы, доказывающие квалификацию субподрядчиков (соисполнителей).
Причем предельные объемы работ и услуг, которые могут быть переданы субподрядчикам (соисполнителям), не должны превышать в совокупности две трети объема выполняемых работ или оказываемых услуг.
Более того, субподрядчикам (соисполнителям) запрещается передавать иным субподрядчикам (соисполнителям) объемы выполнения работ либо оказания услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок.
«Эффективная система государственных закупок повышает возможности государства в регулировании бизнеса, создавая формы воздействия системы государственных заказов на экономику, стимулирующие ее развитие. Это действенный способ как для государства при выборе наиболее приемлемого метода удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика при получении заказа, и рекомендовать себя с лучшей стороны», - резюмировал Б. Жунысов.