О порядке формирования реестра требований кредиторов должника
Законом РК «О реабилитации и банкротстве» (далее - Закон), а также Правилами и сроками формирования реестра требований кредиторов (далее - реестр), утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 июля 2014 года № 762 (далее - Правила), установлен порядок формирования администратором реестров при реабилитационной процедуре и процедуре банкротства, сообщает ДГД по г. Астана.
Так, согласно положениям статей 72 и 90 Закона временный управляющий (администратор) в течение двух рабочих дней со дня его назначения направляет в уполномоченный орган объявление о возбуждении дела о банкротстве (применении реабилитационной процедуры) и порядке заявления требований кредиторами на казахском и русском языках для размещения на интернет-ресурсе уполномоченного органа.
Требования кредиторов к должнику должны быть заявлены ими не позднее чем в месячный срок с момента публикации сообщения о порядке заявления требований кредиторами.
Требования кредиторов должны содержать:
1) сведения о сумме требования (отдельно о сумме основного долга, вознаграждения (интереса), неустойки и иных штрафных санкциях, убытков);
2) указание на один из способов уведомления о проведении собрания кредиторов, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Закона.
К требованию прилагаются копии документов, подтверждающих основание и сумму требования (вступившие в законную силу решения судов, копии договоров, признание долга должником), с одновременным представлением оригиналов документов для сверки.
В свою очередь, пунктами 6 и 23 Правил установлено, что признание или непризнание требований кредиторов в полном объеме или в части осуществляются временным управляющим (администратором) на основании сверки представленных кредитором документов со следующими документами должника: бухгалтерская документация, договора, оформленные в соответствии с законодательством Республики Казахстан; акты сверок взаиморасчетов между кредитором и должником; инвентаризационная ведомость; счета-фактуры; приходные кассовые ордера; фискальные чеки; накладные на отпуск товаров; товарно-сопроводительные накладные; выписки с банковского счета; расходно-кассовый ордеры; налоговая отчетность; иные документы, подтверждающие дату и основания образования задолженности, наличия обязательств.
Таким образом, требования кредиторов могут быть включены в реестр на основании вступившего в законную силу решения суда, копии договоров либо документов о признании долга должником.
В свою очередь, документы должника, указанные в пунктах 6 и 23 Правил, предусмотренные для принятия временным управляющим (администратором) решения о признании или непризнании требований кредиторов, не являются основанием для включения в реестр требований кредиторов должника.
Вместе с тем, результаты проведения государственного контроля за формированием реестров показывают неправильное применение и толкование администраторами положений Закона и пунктов 6 и 23 Правил.
При этом в силу части второй статьи 7 Гражданского кодекса Республики Казахстан гражданские права и обязанности возникают, изменяются и прекращаются, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, административных актов, влекущих в силу законодательства Республики Казахстан гражданско-правовые последствия, судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Соответственно, включение требований кредиторов в реестр на основании актов сверок взаимных расчетов между кредиторами должником при отсутствии договора либо решения суда противоречит требованиям пункта 2 статьи 72 и пункта 3 статьи 90 Закона.
Кроме того, администраторами не соблюдаются требования по форме и правилам формирования реестров.
Так, Правилами утверждены формы реестров, формируемых в реабилитационной процедуре и процедуре банкротства, в графе 5 которых администратором указываются документы, подтверждающие обоснованность принятого им решения (наименование, дата, номер документа) и дата возникновения задолженности.
Между тем, пунктами14 и 31 Правил установлено, что в случае, если представленный реестр не соответствует утвержденной форме либо содержит неполную информацию, территориальное подразделение уполномоченного органа в течение двух рабочих дней со дня получения реестра направляет администратору письменные мотивированные замечания, которые ему необходимо устранить в течение пяти рабочих дней с даты их получения.
В частности, в графе 5 утвержденных Правилами форм реестров в реабилитационной процедуре и процедуре банкротства «Документы, подтверждающие обоснованность принятого администратором решения», администраторами в качестве подтверждающих документов указываются акты сверок взаимных расчетов между кредитором и должником, данные программ 1С Бухгалтерии, выписки из финансовой документации должника и прочих документов, не являющихся основанием для включения указанных требований кредиторов в реестр должника.
Также установлено, что при заполнении графы 5 формы реестров администраторами в качестве документов, подтверждающих обоснованность принятого им решения, указывается лишь заявление кредиторов, без указания других подтверждающих документов и даты возникновения задолженности.
При этом одно лишь требование (заявление) кредитора о включении в реестр суммы задолженности не является документом, подтверждающим обоснованность принятого администратором решения, таким документов согласно требованиям пункта 2 статьи 72 и пункта 3 статьи 90 Закона является решение суда, копии договоров либо документы о признание долга должником.
Таким образом, администраторам при формировании реестров при реабилитационной процедуре и процедуре банкротства необходимо соблюдать требования, установленные Правилами, в том числе по соблюдению формы реестров в части указания в них в качестве документов, подтверждающих обоснованность принятого администратором решения, документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 72 и пунктом 3 статьи 90 Закона.