Об изменениях в законодательстве по вопросам занятости населения в 2019 году
26 декабря 2018 года был подписан Закон РК от № 203-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости населения», который направлен на совершенствование отдельных законодательных актов Республики Казахстан в сфере занятости населения по формализации и вовлечения неформально занятого населения в экономику страны, путем внедрения системных мер, которые позволят легализовать им свою деятельность и стать полноправным участником системы пенсионного, социально-медицинского страхования за счет уплаты единого совокупного платежа.
В частности, изменения и дополнения внесены в том числе в:
1) Бюджетный Кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года;
2) Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года;
3) Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс);
4) Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 года «О государственной адресной социальной помощи»;
5) Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года «Об обязательном социальном страховании»;
6) Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;
7) Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании»;
8) Закон Республики Казахстан «О занятости населения» от 6 апреля 2016 года;
9) Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года;
и другие НПА.
Введение единого совокупного платежа
Центральное место в ряде изменений, принятых Законом, является введение Единого совокупного платежа (далее - ЕСП), применение которого упрощает порядок регистрации деятельности неформально занятых лиц.
Уплата ЕСП позволит не только зарегистрировать неформальную деятельность физических лиц, но и также обеспечит им участие в системе обязательного медицинского и социального страхования, пенсионного обеспечения.
Сумма единого совокупного платежа за один месяц составляет:
- 1-кратный размер МРП - в городах Астана, Алматы, Шымкент и городах областного значения (в 2019 году - 2 525 тенге);
- 0,5-кратный размер МРП - в других населенных пунктах (в 2019 году - 1 263 тенге).
В единый совокупный платеж включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога и социальных платежей в размере:
10 % - на индивидуальный подоходный налог (соответственно 253 тенге от 1-кратного размера МРП и 126 тенге от 0,5-кратного размера МРП);
20 % - социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (соответственно 505 тенге и 253 тенге);
30 % - пенсионные выплаты в Единый накопительный пенсионный фонд (соответственно 758 тенге и 379 тенге);
40 % - отчисления в Фонд обязательного социально-медицинского страхования (соответственно 1 010 тенге и 505 тенге).
В случае уплаты ЕСП плательщиком, достигшим пенсионного возраста, или за лицо, достигшее пенсионного возраста, ЕСП в полном объеме перечисляется как индивидуальный подоходный налог.
Уплата ЕСП производится одним платежным поручением на отдельный банковский счет Государственной корпорации «Правительство для граждан».
ЕСП распространяется на физических лиц, осуществляющих деятельность с целью получения дохода, при соблюдении следующих условий:
1) уплатили единый ЕСП;
2) не используют труд наемных работников;
3) оказывают услуги исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами,
и (или) реализуют исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами, сельскохозяйственную продукцию личного подсобного хозяйства собственного производства, за исключением подакцизной продукции.
Размер дохода плательщика ЕСП, получаемого при оказании услуг и реализации сельхозпродукции исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами, за календарный год не должен превышать 1 175-кратный размер МРП (за 2019 год - не выше 2 966 875 тенге; за месяц - не выше 247 240 тенге).
Более подробно см. Налоговый кодекс дополнен новой главой о едином совокупном платеже (ЕСП)
Кроме того, в Налоговый кодекс внесены также поправки, касающиеся предоставления налоговых преференций для участников международного технологического парка «Астана Хаб».
С 2019 года предельные ограничения в Налоговом кодексе определяются в МРП вместо МЗП
Изменился порядок определения пороговых ограничений по размеру доходов при корректировке доходов, подлежащих налогообложению, и размеру вычетов, применяемых при исчислении индивидуального подоходного налога, а также по размеру доходов, предусмотренных условиями применения специального налогового режима.
С 1 января 2019 года предельные суммы ограничений будут определяться в кратных размерах месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на начало соответствующего финансового года, вместо кратных размеров минимальной заработной платы.
Так, при исчислении ИПН:
стандартный вычет в размере 75-кратного минимального размера заработной платы теперь определяется в размере 882-кратного размера месячного расчетного показателя (в 2019 году - 2 227 050 тенге);
налоговый вычет на медицину в размере не более 8-кратного минимального размера заработной платы теперь определяется в размере не более 94-кратного размера месячного расчетного показателя, определенного за календарный год (в 2019 году - 237 350 тенге).
Условиями применения специального налогового режима теперь установлено, что СНР для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, доход которых за налоговый период не превышает:
- для СНР на основе патента - 3 528-кратный размер МРП (в 2019 году - 8 908 200 тенге);
- для СНР на основе упрощенной декларации - 24 038-кратный размер МРП (в 2019 году 60 695 950 тенге);
- для СНР с использованием фиксированного вычета - 144 184-кратный размер МРП (в 2019 году 364 064 600 тенге).
Корректировка налогооблагаемого дохода в сторону уменьшения по специальному налоговому режиму производится следующим образом:
- по СНР на основе упрощенной декларации -на сумму в размере 1,5% от суммы налога за каждого работника, если среднемесячная заработная плата работников составила:
у индивидуальных предпринимателей - не менее 23-кратного размера МРП (не менее 58 075 тенге);
у юридических лиц - не менее 29-кратного размера МРП (не менее 73 225 тенге);
- по СНР с использованием фиксированного вычета - на 1-кратный размер начисленных расходов работодателя по доходам работника, если среднемесячная заработная плата работников превышает 47-кратный размер МРП (118 675 тенге).
Более подробно см. Сравнительную таблицу по ограничению пороговых значений, применяемых в целях Налогового кодекса
Изменились пороговые значения по объектам исчисления социальных платежей
Пересмотрены максимальные размеры объектов для исчисления социальных отчислений, ОПВ, отчислений и взносов на ОСМС, кратные к новой величине МЗП, установленной с 1 января 2019 года в размере 42 500 тенге (в 2018 году размер МЗП составлял 28 284 тенге). При этом их максимальные размеры в номинальном выражении сохранились на прежнем уровне.
Так, с 1 января 2019 года ежемесячный объект не должен превышать при исчислении:
- социальных отчислений - 7-кратный размер МЗП (297 500 тенге);
- обязательных пенсионных взносов - 50-кратный размер МЗП (2 125 000 тенге);
- отчислений на ОСМС - 10-кратный размер МЗП (425 000 тенге);
- взносов на ОСМС для ИП - 1,4-кратный размер МЗП (59 500 тенге).
Более подробно об изменениях по ограничениям предельных размеров объектов для исчисления социальных платежей см. в Сравнительной таблице.
См. также о других изменениях в Налоговом кодексе с2019 года:
Г. Шахворостова