Электронное таможенное декларирование с использованием ИС «Астана-1»
Департамент государственных доходов по Восточно-Казахстанской области информирует, что с 1 апреля 2018 года в таможенных органах Республики Казахстан при таможенном декларировании во всех таможенных процедурах применяется автоматизированная информационная система «АСТАНА-1».
Внедрение интегрированного таможенного компонента автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования «Астана-1» в КГД МФ РК на базе разработанной ЮНКТАД актуальной версии платформы ASYCUDA World позволила оптимизировать таможенные процедуры, сократить административные и временные издержки участников внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан.
Процесс оформления, от ввоза товаров до его очистки, позволяет участникам ВЭД, находясь на единой информационной платформе, производить любые операции - от подачи предварительной информации до контроля после выпуска товаров, что значительно ускоряет обработку данных. К тому же, декларант может произвести все таможенные операции, не выходя из офиса. Главное условие - доступ к интернету.
Автоматизированная система «Астана-1» позволяет формировать предварительную информацию, которая затем преобразуется в транзитную декларацию. После прибытия товара в пункт назначения она учитывается при формировании электронного документа хранения, который, в свою очередь, автоматически используется при формировании декларации на товары. Предусмотрена автоматическая регистрация деклараций на товары (далее - ДТ), а также автоматический выпуск ДТ.
В информационной системе «Астана-1» таможенное декларирование производится по следующим коридорам:
1. Зеленый коридор.
2. Синий коридор.
3. Жёлтый коридор.
4. Красный коридор.
При отсутствии рисков и присвоении ДТ «зелёного коридора» информационная система автоматически осуществляет выпуск товаров. При этом, время на выпуск ДТ составляет не более 1 минуты.
В «синем коридоре» действия профилей риска ориентированы на контроль таможенной стоимости, классификации товаров и страны происхождения. Такие ДТ передаются в подразделения пост-таможенного контроля и тарифного регулирования с уведомлением декларанта о проведении таможенного контроля после выпуска.
В случае отклонения статистической стоимости товаров от индикатора таможенной стоимости - ДТ присваивается «желтый коридор». Принимается решение о проведении дополнительной проверки, при этом товары не выпускаются до внесения обеспечения на разницу занижения таможенных платежей и налогов.
При «красном коридоре» системой управления рисками назначаются дополнительные меры таможенного контроля такие как: проверка документов и сведений, получение объяснений, устный опрос, таможенный досмотр/осмотр, проведение дополнительной проверки, назначение таможенной экспертизы.
Еще одним очевидным плюсом является сокращение дополнительных издержек для бизнеса, такие как затраты хранения товаров на СВХ, оплата услуг брокеров и т.д. Данные меры позволят бизнесу достичь снижения стоимости конечного импортируемого продукта, тогда как сэкономленные дополнительные издержки бизнес может направить в товарооборот и развитие производства, в результате чего вырастут налоговые поступления.
Удобен электронный обмен информацией между участником внешнеэкономической деятельности и таможенными органами. В отличие от ранее действующей программы новый формат практически исключает прямой контакт между участником внешнеэкономической деятельности и специалистом таможенного оформления, а значит - минимизируются и возможные коррупционные риски.