Новшества в сфере госзакупок

Новшества в сфере госзакупок

 

С 1 января 2019 года приняты поправки в закон «О государственных закупках», которые, прежде всего, направлены на повышение прозрачности процедур государственных закупок и защиту интересов бизнеса.

Министерством финансов Республики Казахстан на постоянной основе проводится работа по дальнейшему повышению прозрачности и совершенствованию системы государственных закупок.

К примеру, ранее по итогам проводимых государственных закупок победителем определялся тот поставщик, который имел больший опыт работы в качестве генерального подрядчика. Однако с 2019 года было введено новшество, что в случае, если поставщики имеют равный опыт работы, то победителем признается тот, кто имеет больший показатель по сумме уплаченных налогов за четыре года.

Данная мера принята в целях противодействия теневой экономике и направлена на стимулирование роста налоговых отчислений со стороны потенциальных поставщиков.

В целях повышения прозрачности указанного механизма 25 февраля 2019 года для потенциальных поставщиков на главной странице портала во вкладке «Реестры» размещен «Реестр налоговых отчислений», где каждый потенциальный поставщик может ознакомиться со своими показателями уплаченных налогов.

Также в рамках совершенствования системы государственных закупок были приняты приказы Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 5 июня 2019 года № 545 и от 20 августа 2019 года № 899. Данными приказами вводятся новые концептуальные подходы к определению победителей проводимых государственных закупок.

К примеру, правилами устанавливается новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика.

Финансовая устойчивость будет определяться по следующим 4 (четырем) параметрам:

1) доходы (оборотные средства) (300-форма);

2) уплаченные налоги (лицевой счет);

3) основные средства (100-форма);

4) фонд оплаты труда (200-форма).

Данная информация будет извлекаться автоматически из информационных систем Комитета государственных доходов, которая будет проверяться веб-порталом «на входе» (перед подачей заявки на участие в конкурсе).

Для определения соответствия потенциальных поставщиков финансовой устойчивости по каждому параметру («Доходы», «Налоги», «Основные средства», «Фонд оплаты труда») разработаны следующие показатели:

1) доходы (оборотные средства) потенциального поставщика в течение последних 3 лет должны составлять не менее ½ части суммы, выделенной для госзакупки;

2) уплаченные налоги потенциального поставщика от доходов должны составлять не менее 3%;

3) стоимость основных средств потенциального поставщика в течение последних 3 лет должна составлять не менее 1/15 части суммы, выделенной для госзакупки;

4) фонд оплаты труда работников потенциального поставщика в течение последних 3 лет должен составлять не менее 1/15 части суммы, выделенной для госзакупки.

Вышеуказанные поправки по финансовой устойчивости вводятся в действие с 1 сентября 2019 года. На первом этапе требования по финансовой устойчивости будут применяться только для государственных закупок в сфере строительства.

Также вводятся новые формы приложений для заказчиков с целью установления в них квалификационных требований к потенциальному поставщику, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 закона «О государственных закупках». Данная мера направлена на повышение прозрачности принятия решения заказчика при подготовке конкурсной документации. Принципиальным новшеством будет являться то, что перед публикацией объявления о проводимых государственных закупках организатор либо единый организатор будет заполнять отдельное приложение с указанием всех квалификационных требований предъявляемых к потенциальным поставщикам. Установление каких-либо «скрытых» квалификационных требований, которые потенциальный поставщик мог бы не заметить, при указанном механизме будет полностью исключено. Данная мера позволит потенциальным поставщикам максимально качественно готовить конкурсную заявку с соблюдением всех требований предусмотренной конкурсной документации.

Кроме того, в целях повышения прозрачности и удобства всех субъектов государственных закупок были приведены в соответствие приложения 5, 5-1, 6 и 7 к Конкурсной документации (Сведения о квалификации) с новыми приложениями для заказчиков (Квалификационные требования).

Самый актуальный и всегда вызывающий много споров вопрос - это присвоение критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение за наличие опыта работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг.

В результате внесенных поправок потенциальный поставщик самостоятельно указывает необходимые параметры по выполненным работам в сфере строительства, что, в свою очередь, упрощает задачу по рассмотрению конкурсных заявок как своих, так и других участников процедур государственных закупок. Поскольку после окончания приема дополнений заявок у потенциальных поставщиков, участвующих в проводимых государственных закупках, появляется возможность для взаимного просмотра конкурсной документации других участников.

Таким образом, введенные новшества способствуют реализации таких основных принципов государственных закупок, как предоставление потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков.

 

См. также:

С 1 сентября 2019 года вводятся изменения в Правила госзакупок

 

Следите за новостями zakon.kz в: